Высота 19,5 см.Инв. № 2001.5.147.Вьен, Музей-лапидарий Сен-Пьер
Портрет Нерона. Тип «Мюнхен».
Высота 19,5 см.
Вьен, Музей-лапидарий Сен-Пьер.
90. Портрет Нерона
Тип «Мюнхен»: 64—
Рис. 69.
Вьен, Музей-лапидарий Сен-Пьер, инв. № 2001.5.147.
Фрагмент головы.
Каррарский мрамор?
Найден в 1960 г. во время раскопок одеона Вьена, «в ходе работ на сцене» (A. Bruhl).
Размеры: высота 19,5 см.
Библиография:
Bruhl A. Circonscription de Grenoble // Gallia. Vol. 20. 2. 1962. Fig. 10 p. 645 (молодой Нерон?);
Bergmann M., Zanker P. Damnatio memoriae. Umgearbeitete Nero- und Domitiansporträts. Zur Ikonographie der flavischen Kaiser und des Nerva // JDAI. Bd. 96. 1981. № 3, S. 304—
Jucker H. Iulisch-claudische Kaiser- und Prinzenporträts als «Palimpseste»// JDAI. Bd. 96. 1981. S. 304—
Jucker H. Marc Aurel bleibt Marc Aurel // Pro Aventico. T. 26. 1981. S. 9 Anm. 23 (Нерон/Домициан);
Pelletier A. Un nouveau monument exhumé du sol viennois, l’Odéon // Archeologia. Nov. 1975. P. 24;
Pelletier A. Vienne antique, de la conquête romaine aux invasions alamanniques (IIe siècle av. — IIIe siècle ap.
Terrer D. // Nouvel Espérandieu. Recueil général des sculptures sur pierre de la Gaule. I, Vienne (Isère). Paris, 2003. № 147 P. 75—
Сохранность: От этой головы остался лишь фрагмент, состоящий из левого глаза, лба, части чёлки и черепной коробки.
Описание: при такой плохой сохранности трудно описать лицо; отметим лишь низкий лоб и тяжёлые верхние веки. Охарактеризовать причёску проще: начиная с макушки, волосы разделены на три наложенных друг на друга ряда волнистых прядей, которые заканчиваются на лбу раздвоенными, строго параллельными прядями с очень тонкими концами, закрученными влево. Каждый локон отделён от предыдущего глубокой бороздой, выполненной сверлом.
Комментарий: Несмотря на фрагментарную сохранность этого портрета, его можно уверенно идентифицировать с императором Нероном: чёлка сохранилась достаточно хорошо, чтобы произвести типологическую атрибуцию.
с. 302 В соответствии с последовательностью и хронологией типов, которые установил
Вьенский портрет трудно отнести к одному или другому типу, поскольку голова разбита как раз на уровне правого глаза. Однако возле места разлома, справа, можно различить часть пряди, загибающуюся по направлению к лицу, чуть выше последней полностью сохранившейся пряди. Очень тонкий краешек, оставшийся от этого локона, свидетельствует, таким образом, что в этом месте не было «вилки», но чёлка, напротив, продолжалась до висков: вероятно, это реплика типа «Мюнхен». Кроме того, сравнение с портретом из Вустера обнаруживает тот же низкий лоб, те же тяжёлые и чуть отвислые верхние веки. Монетный тип, соответствующий этим круглым скульптурным портретам, появляется в 64 г. н. э.: это последний иконографический тип императора, который
Фрагментарное состояние портрета, несомненно, объясняется тем, что его намеренно уничтожили после смерти Нерона и последовавшего за ней проклятия его памяти (damnatio memoriae).
274Hiesinger U. W. The Portraits of Nero // AJA, Vol. 79. 1975. P. 113—© 2017 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.