Статуя в доспехах, реставрированная как Август.
Оранж (Франция), Римский театр.
109. Статуя в доспехах
2-я половина II в. н. э.?
Рис. 83.
Оранж, театр, в центральной нише скены.
Колоссальная статуя в доспехах.
Белый мрамор.
Обнаружена в Оранже, во рву возле скены.
Размеры: общая высота, поддающаяся восстановлению, — около 3,5 м.
Реставрации: голова целиком, руки, ноги, значительная часть плаща (paludamentum).
Vidi.
Библиография:
Formigé J. Fouilles du théâtre d’Orange // CRAI. 1932. Vol. 76. №. 1. P. 56—
Formigé J. À propos du motif central de la scène du théâtre d’Orange // BSAF. 1942. P. 45—
Lantier R. Au théâtre gréco-romain d’Orange // Revue archéologique. 1946. T. 26. 2. P. 101—
Espérandieu E., Lantier R. Recueil des bas-reliefs, statues et bustes de la Gaule romaine. T. 12. Paris, 1947, № 7979 p. 28, pl. 33;
Fasti archaeologici. Vol. 6. 1951. № 334 p. 35, № 3984 p. 309 (Август);
Picard G.-Ch. Sur le sanctuaire d’Orange (Arausio) dans le Vaucluse, adjacent au théâtre // CRAI. 1958. P. 88 n. 4;
Vermeule C. C. Hellenistic and Roman cuirassed statues // Berytus. Vol. 13. 1959. № 217 p. 60;
Niemeyer H. G. Studien zur statuarischen Darstellung der römischen Kaiser. Berlin. 1968. S. 52 Anm. 431;
Stemmer K. Untersuchungen zur Typologie, Chronologie und Ikonographie der Panzerstatuen. Berlin, 1978. № III 23 S. 43—
Picard G.-Ch. Bulletin archéologique // REL. T. 52. 1974. P. 418 (Антонин Пий);
Picard G.-Ch. La date du théâtre de Cherchel et les débuts de l’architecture théâtrale dans les provinces romaines d’Occident // CRAI. 1975. P. 395;
Janon M. De Judée en Narbonnaise. Repérage de quelques sanctuaires du pouvoir // MEFRA. T. 103. 1991. P. 779;
Bellet
Janon M., Janon N., Kilmer M. Les frises d’Orange: le pouvoir mis en scène // Spectacula. T. 2. Lattes, 1992. P. 152;
Fishwick D. The Imperial Cult in the Latin West. Studies in the Ruler Cult of the Western Provinces of the Roman Empire, Leyden, 1991. Vol. 2. 1. P. 522 pl. 97a;
Picard G. La romanisation de la Gaule. Problèmes et perspectives // Revue archéologique. 1993. № 2. P. 361, n. 31—
Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild, I-2). Berlin, 1993. № 208* S. 204 (не Август).
Сохранность: Найдено множество фрагментов статуи в доспехах; перечень сохранившихся частей даёт Э. Эсперандьё. Я привожу оттуда главное:
• верхняя часть торса в доспехах, сохранившаяся до пояса (высота 60 см);
• птериги с бахромой, относящиеся к правой стороне;
• фрагмент согнутой правой руки;
• локоть и фрагменты левой руки;
• правые колено и икра, верхний край обуви;
• левые голень и ступня в обуви;
• осколок прямоугольного основания.
Описание: Статуя, которую сегодня можно видеть в центральной нише скены театра, была восстановлена из этих разрозненных фрагментов согласно указаниям Ж. Формиже. В частности, не следует принимать во внимание ни голову, которая полностью реставрирована, ни жест правой руки. Постамент, на котором возвышается статуя, поддерживают две опоры.
с. 322 Эта колоссальная статуя в доспехах одета в широкий плащ, спускающийся до щиколоток; на левом плече он скреплён круглой фибулой, а на талии удерживается поясом (cingulum). Левая нога согнута, правая нога — опорная; она стоит возле подставки, в которой некоторые исследователи усматривают складки одежды какого-то персонажа — варвара? — коленопреклонённого у ног императора. Правая рука поднята, и голова, видимо, была повёрнута влево; согнутая левая рука, несомненно, держала меч, что было очень распространённым мотивом.
На панцире, под плащом (paludamentum), закрывающим верхнюю часть торса, можно различить двух грифонов, глядящих друг на друга. Птериги полностью реставрированы.
Комментарий: обычно считается, что эта статуя изображает императора Августа; этой знаменитой идентификацией мы обязаны Жюлю Формиже, который в качестве аргумента использовал присутствие колоссальной статуи этого императора в театре Арля, который считается современным оранжскому307. Однако
Нет никаких сомнений в том, что эта статуя, найденная у подножия скены, служила важным элементом её украшения; она развивает триумфальную идеологию, и это доказывает, что иконографическая программа скены была сформирована вокруг идеи победы, как свидетельствуют и сохранившиеся фризы; однако нет нужды предполагать, что рядом с императором находились другие персонажи308; кроме того, нельзя утверждать, что в центральной нише скены с самого начала находилось изображение императора.
307Formigé J. // BSAF. 1952. P. 50. 308Ж. Формиже предположил, что в ней стояли статуи молодых принцев.© 2017 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.