Статуя в доспехах, реставрированная как Август
Белый мрамор. 2-я половина II в. н. э.? Голова Августа — современная реставрация.Оранж (Франция), Римский театр

Статуя в доспехах, реставрированная как Август.

Белый мрамор. 2-я половина II в. н. э.? Голова Августа — современная реставрация.

Оранж (Франция), Римский театр.

Происхождение:
Най­де­на в теат­ре Оран­жа воз­ле ске­ны.

Описание:

109. Ста­туя в доспе­хах

2-я поло­ви­на II в. н. э.?
Рис. 83.
Оранж, театр, в цен­траль­ной нише ске­ны.
Колос­саль­ная ста­туя в доспе­хах.
Белый мра­мор.
Обна­ру­же­на в Оран­же, во рву воз­ле ске­ны.

Раз­ме­ры: общая высота, под­даю­ща­я­ся вос­ста­нов­ле­нию, — око­ло 3,5 м.

Рестав­ра­ции: голо­ва цели­ком, руки, ноги, зна­чи­тель­ная часть пла­ща (paludamentum).

Vidi.

Биб­лио­гра­фия:
Formigé J. Fouilles du théâtre d’Orange // CRAI. 1932. Vol. 76. №. 1. P. 56—57;
Formigé J. À propos du motif central de la scène du théâtre d’Orange // BSAF. 1942. P. 45—50;
Lantier R. Au théâtre gréco-romain d’Orange // Revue archéologique. 1946. T. 26. 2. P. 101—103;
Espérandieu E., Lantier R. Recueil des bas-reliefs, statues et bustes de la Gaule romaine. T. 12. Paris, 1947, № 7979 p. 28, pl. 33;
Fasti archaeologici. Vol. 6. 1951. № 334 p. 35, № 3984 p. 309 (Август);
Picard G.-Ch. Sur le sanctuaire d’Orange (Arausio) dans le Vaucluse, adjacent au théâtre // CRAI. 1958. P. 88 n. 4;
Vermeule C. C. Hellenistic and Roman cuirassed statues // Berytus. Vol. 13. 1959. № 217 p. 60;
Niemeyer H. G. Studien zur statuarischen Darstellung der römischen Kaiser. Berlin. 1968. S. 52 Anm. 431;
Stemmer K. Untersuchungen zur Typologie, Chronologie und Ikonographie der Panzerstatuen. Berlin, 1978. № III 23 S. 43—44;
Picard G.-Ch. Bulletin archéologique // REL. T. 52. 1974. P. 418 (Анто­нин Пий);
Picard G.-Ch. La date du théâtre de Cherchel et les débuts de l’architecture théâtrale dans les provinces romaines d’Occident // CRAI. 1975. P. 395;
Janon M. De Judée en Narbonnaise. Repérage de quelques sanctuaires du pouvoir // MEFRA. T. 103. 1991. P. 779;
Bellet M.-E. Orange antique. Paris, 1991. P. 39, fig. p. 22;
Janon M., Janon N., Kilmer M. Les frises d’Orange: le pouvoir mis en scène // Spectacula. T. 2. Lattes, 1992. P. 152;
Fishwick D. The Imperial Cult in the Latin West. Studies in the Ruler Cult of the Western Provinces of the Roman Empire, Leyden, 1991. Vol. 2. 1. P. 522 pl. 97a;
Picard G. La romanisation de la Gaule. Problèmes et perspectives // Revue archéologique. 1993. № 2. P. 361, n. 31—33;
Boschung D. Die Bildnisse des Augustus (Das römische Herrscherbild, I-2). Berlin, 1993. № 208* S. 204 (не Август).

Сохран­ность: Най­де­но мно­же­ство фраг­мен­тов ста­туи в доспе­хах; пере­чень сох­ра­нив­ших­ся частей даёт Э. Эспе­ран­дьё. Я при­во­жу оттуда глав­ное:

• верх­няя часть тор­са в доспе­хах, сох­ра­нив­ша­я­ся до поя­са (высота 60 см);
• пте­ри­ги с бах­ро­мой, отно­ся­щи­е­ся к пра­вой сто­роне;
• фраг­мент согну­той пра­вой руки;
• локоть и фраг­мен­ты левой руки;
• пра­вые коле­но и икра, верх­ний край обу­ви;
• левые голень и ступ­ня в обу­ви;
• оско­лок пря­мо­уголь­но­го осно­ва­ния.

Опи­са­ние: Ста­туя, кото­рую сего­дня мож­но видеть в цен­траль­ной нише ске­ны теат­ра, была вос­ста­нов­ле­на из этих раз­роз­нен­ных фраг­мен­тов соглас­но ука­за­ни­ям Ж. Фор­ми­же. В част­но­сти, не сле­ду­ет при­ни­мать во вни­ма­ние ни голо­ву, кото­рая пол­но­стью реста­ври­ро­ва­на, ни жест пра­вой руки. Поста­мент, на кото­ром воз­вы­ша­ет­ся ста­туя, под­дер­жи­ва­ют две опо­ры.

с. 322 Эта колос­саль­ная ста­туя в доспе­хах оде­та в широ­кий плащ, спус­каю­щий­ся до щико­ло­ток; на левом пле­че он скреп­лён круг­лой фибу­лой, а на талии удер­жи­ва­ет­ся поя­сом (cingulum). Левая нога согну­та, пра­вая нога — опор­ная; она сто­ит воз­ле под­став­ки, в кото­рой неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли усмат­ри­ва­ют склад­ки одеж­ды како­го-то пер­со­на­жа — вар­ва­ра? — коле­но­пре­кло­нён­но­го у ног импе­ра­то­ра. Пра­вая рука под­ня­та, и голо­ва, види­мо, была повёр­ну­та вле­во; согну­тая левая рука, несо­мнен­но, дер­жа­ла меч, что было очень рас­про­стра­нён­ным моти­вом.

На пан­ци­ре, под пла­щом (paludamentum), зак­ры­ваю­щим верх­нюю часть тор­са, мож­но раз­ли­чить двух гри­фо­нов, глядя­щих друг на дру­га. Пте­ри­ги пол­но­стью реста­ври­ро­ва­ны.

Ком­мен­та­рий: обыч­но счи­та­ет­ся, что эта ста­туя изо­бра­жа­ет импе­ра­то­ра Авгу­ста; этой зна­ме­ни­той иден­ти­фи­ка­ци­ей мы обя­за­ны Жюлю Фор­ми­же, кото­рый в каче­стве аргу­мен­та исполь­зо­вал при­сут­ст­вие колос­саль­ной ста­туи это­го импе­ра­то­ра в теат­ре Арля, кото­рый счи­та­ет­ся совре­мен­ным оранж­ско­му307. Одна­ко К. К. Вер­мел, К. Штем­мер, Ж.-Ш. Пикар и, нако­нец, М. Жанон уста­но­ви­ли несо­мнен­ную при­над­леж­ность этой ста­туи к серии, дати­ру­е­мой прав­ле­ни­ем Адри­а­на и Анто­ни­нов: мотив гри­фо­нов, глядя­щих друг на дру­га, фор­ма и шири­на пла­ща (paludamentum), при­сут­ст­вие поя­са (cingulum) нахо­дят наи­луч­шие парал­ле­ли на порт­ре­тах Адри­а­на, Анто­ни­на Пия и Мар­ка Авре­лия.

Нет ника­ких сомне­ний в том, что эта ста­туя, най­ден­ная у под­но­жия ске­ны, слу­жи­ла важ­ным эле­мен­том её укра­ше­ния; она раз­ви­ва­ет три­ум­фаль­ную идео­ло­гию, и это дока­зы­ва­ет, что ико­но­гра­фи­че­ская про­грам­ма ске­ны была сфор­ми­ро­ва­на вокруг идеи победы, как свиде­тель­ст­ву­ют и сох­ра­нив­ши­е­ся фри­зы; одна­ко нет нуж­ды пред­по­ла­гать, что рядом с импе­ра­то­ром нахо­ди­лись дру­гие пер­со­на­жи308; кро­ме того, нель­зя утвер­ждать, что в цен­траль­ной нише ске­ны с само­го нача­ла нахо­ди­лось изо­бра­же­ние импе­ра­то­ра.

307Formigé J. // BSAF. 1952. P. 50.

308Ж. Фор­ми­же пред­по­ло­жил, что в ней сто­я­ли ста­туи моло­дых прин­цев.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 321—322, кат. № 109, илл. 83.
© 2017 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная белый мрамор статуя доспехи панцирь военный плащ палудаменту paludamentum птериги пояс cingulum