Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.Инв. № 81954 (?).Неаполь, Национальный археологический музей
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона A.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
На шейке, сторона A: Сфинкс и обнаженный Эдип, в хламиде, с дубиной и колчаном, в присутствии фурии, окруженные растительными завитками и цветами; сторона B: Дионис с гирляндой и тирсом, Ариадна с патерой и повязками, сидящий Силен с канфаром и тирсом, группа из Менады с тирсом, свисающим с ленты, и Силена с патерой и лавровой ветвью; на плече пальметты, чередующиеся с цветами лотоса и яйцевидным мотивом; вокруг гротескных масок на ручках — спирали, растительные завитки, розетки и колоколообразные цветы; под ручками — пальметты, растительные завитки и листья; на тулове, ниже сцен с фигурами, — мотив с меандром, а на ножке — побеги плюща.
На тулове фигурная сцена состоит из трех регистров, наложенных друг на друга.
Сторона A: в верхнем регистре Нестор и Феникс, одетые в плащи, с длинными палками, ведут беседу на ложе (kline) под навесом; слева два воина и женская фигура (Брисеида?), держащаяся за опору навеса; справа Афина, Гермес и Пан.
В среднем регистре: в центре — погребальный костер Патрокла с оружием героя, слева — Ахилл в момент принесения в жертву троянца, позади него три других сидящих пленника со связанными руками, ожидающих той же участи; справа — Агамемнон, совершающий ритуальное возлияние, женская фигура (Фетида или Клитемнестра) с диадемой на голове, сопровождаемая служанкой с веером и патерой.
В нижнем регистре: Автомедонт на боевой колеснице тащит безжизненное тело Гектора, перед ним две женщины, наливающие воду для омовения мертвого тела, за ними следует другой троянский пленник.
Сторона B: прощальная сцена на трех регистрах с герооном в центре, с потолка которого свисают шлем, щит и два колеса колесницы. Внутри обнаженный воин, сопровождаемый слугой, ведет беседу с сидящей женской фигурой.
По сторонам от здания на двух уровнях расположены восемь фигур: сидящий юноша с венком и головной повязкой и подносящая дары женская фигура со шкатулкой и лентой; юноша, подносящий амфору женской фигуре, сидящей на пьедестале храма; сидящий обнаженный юноша с дубиной и патерой и стоящая женская фигура с венком и веером; сидящая женщина со шкатулкой и музыкальным инструментом и стоящая фигура обнаженного юноши в хламиде и с лентой. Наконец, в нижнем регистре изображены пять обнаженных воинов с копьями, щитами и шлемами.
Дополнительные украшения: по краю ободка устья поясок с овами; на шейке, сверху вниз: побеги с ягодами и лавровыми листьями, чередующиеся с колоколообразными цветами, сходящиеся к розетке, волнообразный мотив, парные пальметты на стороне A, побеги с плющевыми листьями и соцветиями на стороне B.
На кратере, где главной темой, таким образом, являются похороны Патрокла, антиперсидская пропаганда довольно четко выражена ассоциацией персов с троянцами, побежденными греками. Трехуровневый рисунок, повествование которого делится на несколько эпизодов, начинающихся снизу вверх, принятое мастером Дария, которому приписывается ваза, напоминает композиционные модели знаменитого греческого художника Апеллеса.
© 2006 г. Ministero per i Beni e le Attività Culturali.
© 2006 г. Mondadori Electa S.p.A., Milano.
© Photo: Scala Group, Firenze.
© 2017 г. Описание: http://cir.campania.beniculturali.it
© 2017 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.