Голова старика в покрывале
Мрамор.
Сер. I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XXXV. 17

Голова старика в покрывале.

Мрамор.
Сер. I в. до н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XXXV. 17.

Описание:
«Ста­ро­рим­ское» направ­ле­ние не огра­ни­чи­ва­ет­ся над­гроб­ны­ми ста­ту­я­ми и релье­фа­ми. К нему при­над­ле­жит и ряд высо­ко­ка­че­ст­вен­ных про­из­веде­ний, счи­таю­щих­ся типич­ны­ми образ­ца­ми рес­пуб­ли­кан­ско­го порт­ре­та. Один из наи­бо­лее широ­ко извест­ных памят­ни­ков — голо­ва ста­ри­ка в пок­ры­ва­ле в музее Кья­ро­мон­ти в Вати­кане, при­над­ле­жав­шая ста­туе рим­ля­ни­на, совер­шаю­ще­го жерт­во­при­но­ше­ние (при испол­не­нии это­го рели­ги­оз­но­го обряда рим­ляне нак­ры­ва­ли голо­ву кра­ем одеж­ды). Трак­тов­ка это­го порт­ре­та, кото­рую Швей­цер упо­доб­ля­ет резь­бе по дере­ву, пре­дель­но жест­кая, абсо­лют­но лишен­ная мяг­ко­сти и пла­стич­но­сти моде­ли­ров­ки. Воз­мож­но­сти мра­мо­ра как иде­аль­но­го мате­ри­а­ла для скульп­ту­ры почти не исполь­зо­ва­ны; скуль­п­тор — конеч­но, рим­ля­нин, а не грек по про­ис­хож­де­нию — еще не овла­дел этим мате­ри­а­лом, полу­чив­шим рас­про­стра­не­ние в ита­лий­ской пла­сти­ке лишь с I века до н. э. Что каса­ет­ся пере­да­чи внеш­но­сти чело­ве­ка, то здесь, несо­мнен­но, достиг­ну­то боль­шое сход­ство. Голо­ва инди­виду­аль­на и выра­зи­тель­на, это порт­рет ста­ри­ка, про­жив­ше­го дол­гую и суро­вую жизнь. Скуль­п­тор, увле­чен­ный пере­да­чей внеш­не­го сход­ства, не ста­вит зада­чи пока­зать харак­тер порт­ре­ти­ру­е­мо­го. Имен­но поэто­му кажут­ся таки­ми похо­жи­ми друг на дру­га порт­ре­ты «ста­рых рим­лян» на над­гро­би­ях и в скульп­ту­ре.

Источники:
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский неизвестный неизвестного скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст голова мрамор мужской портрет портретная старика в покрывале старик покрывало под покрывалом с покрытой головой capite velato xxxv 17 инв № 1751