206 × 606 см.Рим, Палаццо делла Канчеллерия Фото: И. А. Шурыгин
Возвращение Веспасиана и юного Домициана в Рим после победы в гражданской войне 69 г. Рельеф B из палаццо Канчеллерия в Риме.
206 × 606 см.
Рим, Палаццо делла Канчеллерия.
Оригинал хранится в Григорианском музее светского искусства (инв. №№ 13392—
Следующая фигура с сохранившейся головой (фриз B, панель 3) это невысокий ликтор с фасцией в левой руке. За ним стоит высокий Гений Сената (Genius Senati), а следующая фигура — Домициан. Правая рука Домициана опущена вниз, а левая сжимает складку тоги на бедре. Между Домицианом и его отцом Веспасианом стоит Гений Народа (Genius Populi). Фигура Веспасиана, последняя на этой панели, приветствует Домициана и толпу. Домициан легко узнаваем по прическе. Значительная разница в возрасте между отцом и сыном указывает на то, что это именно Домициан, а не его старший брат Тит, которому к тому времени исполнилось 30 лет. Над головой Веспасиана виднеется фрагмент лаврового венка. У правого края рельефа стоят два ликтора, чьи головы не сохранились.
Некоторые исследователи, такие как Hugh Last, пришли к заключению, что головы Веспасиана и Домициана на этом рельефе подверглись переработке. Он предположил, что персонаж, изображенный как Веспасиан, в оригинале являлся Домицианом, а фигура, которая сейчас считается Домицианом, исходно представляла некоего молодого человека, возможно, жреца. Возможной причиной подобной переделки рельефа могло явиться желание Нервы (изображенного на рельефе A) подчеркнуть преемственность власти в империи, однако сделать это не буквальным образом, а ассоциируя себя с Веспасианом, основателем династии Флавиев, но не с его сыном Домицианом. В таком контексте появление на рельефе Домициана могло оказаться вполне приемлемым несмотря на damnatio memoriae, поскольку он выступал в роли не императора, а сына Веспасиана. Слабым местом этой теории является то, что необходимости изображать на рельефе Домициана не было; для этого лучше подошла бы фигура Тита. На это другие исследователи возражают, что в 69 году Тит находился далеко от Рима, а перед авторами рельефа стояла цель сделать его максимально правдоподобным для современников, хорошо помнивших недавнюю историю.
Eric Varner сомневается в том, что фигуры Веспасиана и Домициана на рельефе B подвергались переработке. Он предполагает, что черты сходства Домициана и Веспасиана на этом фризе подчеркивают их прочную семейную связь. Мы согласны с Варнером в том, что портреты Домициана и Веспасиана не несут столь явных следов переделки, как портрет Нервы на соседнем фризе. Тем не менее, лицо Веспасиана окружено очень грубо обработанной поверхностью; особенно отличается область, прилегающая к его правому виску. Подобная же грубая поверхность полностью окружает левую сторону головы Домициана. Однако, сходный дефект поверхности, хотя и менее выраженный, обнаруживается вокруг голов ликтора и телохранителя весталок. Нам представляется, что, несмотря на эти странные участки вокруг голов Веспасиана и Домициана, Varner прав, утверждая, что самыми значимыми являются очевидные признаки переработки лица, в результате которой на фризе A появился портрет Нервы. Подобные признаки отсутствуют на головах Веспасиана и Домициана на фризе B. Более того, учитывая размер головы Веспасиана при взгляде спереди, не приходится сомневаться, что исходная голова до переработки должна была иметь непропорционально большой размер по отношению к туловищу.
© 2017 г. Описание: http://rome101.com/Topics/Cancelleria/
© 2017 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин.