Возвращение Веспасиана и юного Домициана в Рим после победы в гражданской войне 69 г. Рельеф B из палаццо Канчеллерия в Риме.
Гипсовый слепок. Оригинал — лунский мрамор, 81—96 гг. н. э.
206 × 606 см.
Рим, Палаццо делла Канчеллерия Фото: И. А. Шурыгин

Возвращение Веспасиана и юного Домициана в Рим после победы в гражданской войне 69 г. Рельеф B из палаццо Канчеллерия в Риме.

Гипсовый слепок. Оригинал — лунский мрамор, 81—96 гг. н. э.
206 × 606 см.

Рим, Палаццо делла Канчеллерия.

Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
Происхождение:
Ремонт­ные работы в палац­цо Кан­чел­ле­рия (Cortile delle Corazze), 1937—1939 гг.
Ори­ги­нал хра­нит­ся в Гри­го­ри­ан­ском музее свет­ско­го искус­ства (инв. №№ 13392—13395).

Описание:
Клю­че­вы­ми фигу­ра­ми релье­фа явля­ют­ся импе­ра­тор Вес­па­си­ан и его сын Доми­ци­ан, кото­рый впо­след­ст­вии сам станет импе­ра­то­ром. Сце­на интер­пре­ти­ру­ет­ся как побед­ное воз­вра­ще­ние Вес­па­си­а­на с граж­дан­ской вой­ны в июле 69 г. Это един­ст­вен­ный сюжет из его жиз­ни, кото­рый может соот­вет­ст­во­вать ком­по­зи­ции релье­фа. В левой части фри­за, на пане­ли 1, сто­ит муж­ская фигу­ра в тоге, пред­по­ло­жи­тель­но, охран­ник веста­лок. Сле­дую­щая фигу­ра — это боги­ня Рома с копьем в пра­вой руке. Несколь­ко ниже ее сто­ит третья фигу­ра — дева вестал­ка, одна из шести жриц боги­ни Весты. Ноги несколь­ких веста­лок вид­ны на при­ле­гаю­щих к вер­ти­каль­но­му шву остат­ках релье­фа, голо­вы их не сох­ра­ни­лись.

Сле­дую­щая фигу­ра с сох­ра­нив­шей­ся голо­вой (фриз B, панель 3) это невы­со­кий лик­тор с фас­ци­ей в левой руке. За ним сто­ит высо­кий Гений Сена­та (Genius Senati), а сле­дую­щая фигу­ра — Доми­ци­ан. Пра­вая рука Доми­ци­а­на опу­ще­на вниз, а левая сжи­ма­ет склад­ку тоги на бед­ре. Меж­ду Доми­ци­а­ном и его отцом Вес­па­си­а­ном сто­ит Гений Наро­да (Genius Populi). Фигу­ра Вес­па­си­а­на, послед­няя на этой пане­ли, при­вет­ст­ву­ет Доми­ци­а­на и тол­пу. Доми­ци­ан лег­ко узна­ва­ем по при­чес­ке. Зна­чи­тель­ная раз­ни­ца в воз­расте меж­ду отцом и сыном ука­зы­ва­ет на то, что это имен­но Доми­ци­ан, а не его стар­ший брат Тит, кото­ро­му к тому вре­ме­ни испол­ни­лось 30 лет. Над голо­вой Вес­па­си­а­на вид­не­ет­ся фраг­мент лав­ро­во­го вен­ка. У пра­во­го края релье­фа сто­ят два лик­то­ра, чьи голо­вы не сох­ра­ни­лись.

Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли, такие как Hugh Last, при­шли к зак­лю­че­нию, что голо­вы Вес­па­си­а­на и Доми­ци­а­на на этом релье­фе под­верг­лись пере­ра­бот­ке. Он пред­по­ло­жил, что пер­со­наж, изо­бра­жен­ный как Вес­па­си­ан, в ори­ги­на­ле являл­ся Доми­ци­а­ном, а фигу­ра, кото­рая сей­час счи­та­ет­ся Доми­ци­а­ном, исход­но пред­став­ля­ла неко­е­го моло­до­го чело­ве­ка, воз­мож­но, жре­ца. Воз­мож­ной при­чи­ной подоб­ной пере­дел­ки релье­фа мог­ло явить­ся жела­ние Нер­вы (изо­бра­жен­но­го на релье­фе A) под­черк­нуть пре­ем­ст­вен­ность вла­сти в импе­рии, одна­ко сде­лать это не бук­валь­ным обра­зом, а ассо­ци­и­руя себя с Вес­па­си­а­ном, осно­ва­те­лем дина­стии Фла­ви­ев, но не с его сыном Доми­ци­а­ном. В таком кон­тек­сте появ­ле­ние на релье­фе Доми­ци­а­на мог­ло ока­зать­ся вполне при­ем­ле­мым несмот­ря на damnatio memoriae, посколь­ку он высту­пал в роли не импе­ра­то­ра, а сына Вес­па­си­а­на. Сла­бым местом этой тео­рии явля­ет­ся то, что необ­хо­ди­мо­сти изо­бра­жать на релье­фе Доми­ци­а­на не было; для это­го луч­ше подо­шла бы фигу­ра Тита. На это дру­гие иссле­до­ва­те­ли воз­ра­жа­ют, что в 69 году Тит нахо­дил­ся дале­ко от Рима, а перед авто­ра­ми релье­фа сто­я­ла цель сде­лать его мак­си­маль­но прав­до­по­доб­ным для совре­мен­ни­ков, хоро­шо пом­нив­ших недав­нюю исто­рию.

Eric Varner сомне­ва­ет­ся в том, что фигу­ры Вес­па­си­а­на и Доми­ци­а­на на релье­фе B под­вер­га­лись пере­ра­бот­ке. Он пред­по­ла­га­ет, что чер­ты сход­ства Доми­ци­а­на и Вес­па­си­а­на на этом фри­зе под­чер­ки­ва­ют их проч­ную семей­ную связь. Мы соглас­ны с Вар­не­ром в том, что порт­ре­ты Доми­ци­а­на и Вес­па­си­а­на не несут столь явных сле­дов пере­дел­ки, как порт­рет Нер­вы на сосед­нем фри­зе. Тем не менее, лицо Вес­па­си­а­на окру­же­но очень гру­бо обра­ботан­ной поверх­но­стью; осо­бен­но отли­ча­ет­ся область, при­ле­гаю­щая к его пра­во­му вис­ку. Подоб­ная же гру­бая поверх­ность пол­но­стью окру­жа­ет левую сто­ро­ну голо­вы Доми­ци­а­на. Одна­ко, сход­ный дефект поверх­но­сти, хотя и менее выра­жен­ный, обна­ру­жи­ва­ет­ся вокруг голов лик­то­ра и тело­хра­ни­те­ля веста­лок. Нам пред­став­ля­ет­ся, что, несмот­ря на эти стран­ные участ­ки вокруг голов Вес­па­си­а­на и Доми­ци­а­на, Varner прав, утвер­ждая, что самы­ми зна­чи­мы­ми явля­ют­ся оче­вид­ные при­зна­ки пере­ра­бот­ки лица, в резуль­та­те кото­рой на фри­зе A появил­ся порт­рет Нер­вы. Подоб­ные при­зна­ки отсут­ст­ву­ют на голо­вах Вес­па­си­а­на и Доми­ци­а­на на фри­зе B. Более того, учи­ты­вая раз­мер голо­вы Вес­па­си­а­на при взгляде спе­ре­ди, не при­хо­дит­ся сомне­вать­ся, что исход­ная голо­ва до пере­ра­бот­ки долж­на была иметь непро­пор­цио­наль­но боль­шой раз­мер по отно­ше­нию к туло­ви­щу.


Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2017 г. Описание: http://rome101.com/Topics/Cancelleria/
© 2017 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: римская мифология mythologia romana гений гения genius римского народа populi romani сената senati богиня рома ромы dea roma портрет портреты портретный портретная римский имперский император веспасиан веспасиана imperator vespasianus династия антонинов антонины флавиев флавии gens flavia flavii домициан домициана domitianus марк кокцей нерва нервы marcus cocceius nerva скульптура скульптурный sculptura римские рельеф гипсовый слепок дворца палаццо канчеллерия в возвращение и юного рим после победы гражданской войне