Высота 27 см.Инв. № 747.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский
Римлянка.
Высота 27 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
Ливия. Мраморная голова. Инв. № 747. Приобретена в 1887 (sic!) Тышкевичем в Париже. Найдена в «гробнице Лициниев» в Риме. Ср. ниже, с. 101. Высота 27 см. Белый мрамор с патиной цвета слоновой кости. Макушка отколота; довольно значительные фрагменты волос на висках реставрированы в гипсе; спинка носа реставрирована в мраморе. На глазах сохранились следы оригинальной краски. Голова, видимо, была частью статуи.
Сразу после появления этой головы Вольфганг Хельбиг опубликовал её как портрет Ливии (Helbig W. Sopra un ritratto di Livia // MDAIR. Bd. 2. 1887. P. 3), и только в 1952 г. эту интерпретацию оспорил Ф. В. Гётерт (Goethert
Бернард Швейцер усматривает реплику нашего портрета в сильно реставрированной голове из Ватикана (Schweitzer B. Entstehungszeit und Bedeutung des großen Pariser Kameo // Klio. Bd. 34. 1941. S. 338, 5; Amelung W. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Bd. 1. Berlin, 1903. S. 721 № 608; Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Tl. 2.1. Taf. 21); хотя полного соответствия здесь нет, однако сходство достаточно велико, чтобы обосновать эту идентификацию. Хотя на этих работах восьмидесятилетняя Ливия изображена как ослепительная красавица, следы возраста хорошо видны на прекрасном бронзовом бюсте, который недавно приобрёл Нью-Йоркский музей (Cristine A. A Portrait of Livia // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. Vol. 11.6. 1953. P. 168; каталог аукциона Sotheby, London, 27.07.1933, № 128).
Кат. № 614.
Griechische und römische Porträts / Hsg. P. Arndt, F. Bruckmann. München, 1891—
Steininger R. Die weiblichen Haartrachten im ersten Jahrhundert der römischen Kaiserzeit. München, 1909. S. 25.
Hekler A. Die Bildniskunst der Griechen und Römer. Stuttgart, 1912. Taf. 209.
Delbrück R. Antike Porträts. Bonn, 1912. Taf. 34.
Poulsen F. To romerske Kejserindeprofiler. København, 1916. P. 23.
Ippel A. Römische Porträts. Bielefeld; Leipzig, 1930. Ill. 21.
Lawrence A. W. Classical Sculpture. London, 1929. P. 332, pl. 125a.
West R. Römische Porträt-Plastik. Bd. I. München, 1933. S. 128, Taf. 31, 130.
Pietrangeli C. La famiglia di Augusto. Roma, 1938. P. 39.
Ducati P. L’arte in roma dalle origini al secolo VIII. Bologna, 1938. P. 128, pl. 69, 1.
Fuchs S. Deutung, Sinn und Zeitstellung des Wiener Cameo mit den Fruchthornbüsten // MDAIR. Bd. 51. 1936. S. 227.
Curtius L. Ikonographische Beiträge zum Porträt der römischen Republik und der julisch-claudischen Familie // MDAIR. Bd. 54. 1939. S. 126.
Technau W. Die Kunst der Römer. Berlin, 1940. S. 122.
Bianchi Bandinelli R. Storicità dell’arte classica. Firenze, 1950. P. 116.
Poulsen F. From the collection of antique portraits at the Ny Carlsberg glyptotek. Vol. III. Copenhagen, 1942. P. 37.
Harrison E. B. The Athenian Agora. Vol. 1. Portrait sculpture. Princeton, N. J., 1961. P. 23, 25.
Knoepfli A. Der Onyx im Allerheiligenmuseum Schaffhausen. Thayngen, 1953. S. 24.
Hafner G. Zum Augustus Relief im Ravenna // MDAIR. Bd. 62. 1955. S. 167.
Furnée-van Zwet L. Fashion in women’s hair-dress in the first century of the Roman empire // BABesch. Bd. 31. 1956. P. 20.
Hausmann U. Bildnisse zweier junger Römerinnen in Fiesole // JdI. Bd. 74. 1959. S. 172.
von Heintze H. Römische Porträt-Plastik: aus sieben Jahrhunderten. Stuttgart, 1961. S. 8, Taf. 9.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 74—75, cat. no. 39.
(сс) 2018 г. Перевод: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).