Римлянка
Мрамор. 30—50 гг. н. э.
Высота 27 см.
Инв. № 747.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский

Римлянка.

Мрамор. 30—50 гг. н. э.
Высота 27 см.
Инв. № 747.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
При­об­ре­те­на в 1897 г. у гра­фа Тыш­ке­ви­ча в Пари­же. Воз­мож­но, най­де­на в Лици­ни­е­вой гроб­ни­це в Риме.

Описание:
39. Илл. LXIV—LXV

Ливия. Мра­мор­ная голо­ва. Инв. № 747. При­об­ре­те­на в 1887 (sic!) Тыш­ке­ви­чем в Пари­же. Най­де­на в «гроб­ни­це Лици­ни­ев» в Риме. Ср. ниже, с. 101. Высота 27 см. Белый мра­мор с пати­ной цве­та сло­но­вой кости. Макуш­ка отко­лота; доволь­но зна­чи­тель­ные фраг­мен­ты волос на вис­ках реста­ври­ро­ва­ны в гип­се; спин­ка носа реста­ври­ро­ва­на в мра­мо­ре. На гла­зах сох­ра­ни­лись следы ори­ги­наль­ной крас­ки. Голо­ва, види­мо, была частью ста­туи.

Сра­зу после появ­ле­ния этой голо­вы Вольф­ганг Хель­биг опуб­ли­ко­вал её как порт­рет Ливии (Helbig W. Sopra un ritratto di Livia // MDAIR. Bd. 2. 1887. P. 3), и толь­ко в 1952 г. эту интер­пре­та­цию оспо­рил Ф. В. Гётерт (Goethert F. W. Zum Bildnis der Livia // Festschrift Andreas Rumpf. Krefeld, 1952. S. 93). Хотя Гётерт не без осно­ва­ний утвер­жда­ет, что эта иден­ти­фи­ка­ция не вполне соот­вет­ст­ву­ет изо­бра­же­ни­ям на моне­тах, тем не менее она име­ет физио­но­ми­че­ское сход­ство с голо­вой ста­туи с вил­лы Ите­ма (Вил­ла Мисте­рий. — Прим. пер.) в Пом­пе­ях, кото­рая несо­мнен­но изо­бра­жа­ет Ливию (Maiuri A. Statua marmorea con ritratto di Livia dalla Villa dei Misteri a Pompei // Bolletino d’Arte. A. 10.07.1930; Idem. La Villa dei Misteri. Roma, 1947. P. 223; de Franciscis A. Il Ritratto Romano a Pompei. Napoli, 1951. P. 55), и с неко­то­ры­ми порт­ре­та­ми её сына Тибе­рия (ср. № 46 ниже), и это под­твер­жда­ет, что порт­рет дей­ст­ви­тель­но изо­бра­жа­ет Ливию. Одна­ко он был создан не рань­ше, чем с. 75 Ливия овдо­ве­ла, веро­ят­но, неза­дол­го до её смер­ти (в 29 г. н. э.), и здесь мы видим перед собой одну из глав­ных работ в сти­ле прав­ле­ния Тибе­рия.

Бер­нард Швей­цер усмат­ри­ва­ет реп­ли­ку наше­го порт­ре­та в силь­но реста­ври­ро­ван­ной голо­ве из Вати­ка­на (Schweitzer B. Entstehungszeit und Bedeutung des großen Pariser Kameo // Klio. Bd. 34. 1941. S. 338, 5; Amelung W. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Bd. 1. Berlin, 1903. S. 721 № 608; Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. Tl. 2.1. Taf. 21); хотя пол­но­го соот­вет­ст­вия здесь нет, одна­ко сход­ство доста­точ­но вели­ко, чтобы обос­но­вать эту иден­ти­фи­ка­цию. Хотя на этих работах вось­ми­де­ся­ти­лет­няя Ливия изо­бра­же­на как осле­пи­тель­ная кра­са­ви­ца, следы воз­рас­та хоро­шо вид­ны на пре­крас­ном брон­зо­вом бюсте, кото­рый недав­но при­об­рёл Нью-Йорк­ский музей (Cristine A. A Portrait of Livia // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. Vol. 11.6. 1953. P. 168; ката­лог аук­ци­о­на Sotheby, London, 27.07.1933, № 128).

Кат. № 614.
Griechische und römische Porträts / Hsg. P. Arndt, F. Bruckmann. München, 1891—1910. Taf. 6—7.
Steininger R. Die weiblichen Haartrachten im ersten Jahrhundert der römischen Kaiserzeit. München, 1909. S. 25.
Hekler A. Die Bildniskunst der Griechen und Römer. Stuttgart, 1912. Taf. 209.
Delbrück R. Antike Porträts. Bonn, 1912. Taf. 34.
Poulsen F. To romerske Kejserindeprofiler. København, 1916. P. 23.
Ippel A. Römische Porträts. Bielefeld; Leipzig, 1930. Ill. 21.
Lawrence A. W. Classical Sculpture. London, 1929. P. 332, pl. 125a.
West R. Römische Porträt-Plastik. Bd. I. München, 1933. S. 128, Taf. 31, 130.
Pietrangeli C. La famiglia di Augusto. Roma, 1938. P. 39.
Ducati P. L’arte in roma dalle origini al secolo VIII. Bologna, 1938. P. 128, pl. 69, 1.
Fuchs S. Deutung, Sinn und Zeitstellung des Wiener Cameo mit den Fruchthornbüsten // MDAIR. Bd. 51. 1936. S. 227.
Curtius L. Ikonographische Beiträge zum Porträt der römischen Republik und der julisch-claudischen Familie // MDAIR. Bd. 54. 1939. S. 126.
Technau W. Die Kunst der Römer. Berlin, 1940. S. 122.
Bianchi Bandinelli R. Storicità dell’arte classica. Firenze, 1950. P. 116.
Poulsen F. From the collection of antique portraits at the Ny Carlsberg glyptotek. Vol. III. Copenhagen, 1942. P. 37.
Harrison E. B. The Athenian Agora. Vol. 1. Portrait sculpture. Princeton, N. J., 1961. P. 23, 25.
Knoepfli A. Der Onyx im Allerheiligenmuseum Schaffhausen. Thayngen, 1953. S. 24.
Hafner G. Zum Augustus Relief im Ravenna // MDAIR. Bd. 62. 1955. S. 167.
Furnée-van Zwet L. Fashion in women’s hair-dress in the first century of the Roman empire // BABesch. Bd. 31. 1956. P. 20.
Hausmann U. Bildnisse zweier junger Römerinnen in Fiesole // JdI. Bd. 74. 1959. S. 172.
von Heintze H. Römische Porträt-Plastik: aus sieben Jahrhunderten. Stuttgart, 1961. S. 8, Taf. 9.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 74—75, cat. no. 39.
(сс) 2018 г. Перевод: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 портрет портреты портретный портретная голова мрамор ливия в образе салюс salus женский голова римская императрица ливия julia g132 лициния дочь красса фруги лицинии licinia лициниева гробница лициниев знатная женщина женская прическа инв № 747