Происхождение:
Голова и другие части скульптуры, включая голову Клавдия, найдены во время археологических раскопок 1868/69 г. на полу целлы (главное культовое помещение) храма Афины Полиады в Приене (совр. Турция). Дар Society of Dilettanti Charitable Trust, 1870.
Описание:
Голова обгорела и сильно повреждена, оригинальная правая сторона и задняя часть отсутствуют. Характерные черты портрета, особенно волосы и профиль, очень близки другим изображениям Юлия Цезаря. Цезарь, один из самых способных полководцев Рима, о чем свидетельствует завоевание им Галлии в 50-х годах до н. э., был вовлечен в гражданскую войну, сопровождавшую разрушение Римской республики. В 48 г. до н. э. он пересек реку Рубикон, вошел в Рим и фактически стал первым гражданином. Его намерение покончить с республиканским строем и установить монархию стало причиной его убийства в 44 г. до н. э. Последовавшие за этим гражданские войны завершились поражением Марка Антония и Клеопатры и победой Октавиана, приемного сына Цезаря, который под именем Августа основал Империю.
Голова была найдена, вместе с другими скульптурными фрагментами, включая голову Клавдия, на полу целлы (главное культовое помещение) храма Афины, во время раскопок в 1868—1869 гг. Храм был посвящен Афине, точнее — Афине Полиаде, буквально «хранительнице города». Надпись, увековечившая посвящение храма Александром Великим, сохранилась в Британском музее, также как фрагменты колоссальной культовой статуи богини. В римский период храм был повторно посвящен Афине Полиаде и Августу, что отражало новое значение императорского культа по всей империи. Для размещения статуй и бюстов императора, его семьи и предков строились новые здания или, как в Приене, приспосабливались существующие святилища и храмы. Утверждалось, что предки Цезаря напрямую происходят от Венеры через Аскания (Юла), сына Энея, троянского царевича, перебравшегося со своими людьми в Италию. Поклонение императорской семье было основой нового имперского порядка и вызывало протест христиан и евреев, что вело к их преследованию.
Литература:
F. N. Pryce, A. H. Smith, Catalogue of Greek Sculpture in the British Museum, I—III, London, The British Museum Press, 1892, 1152.
S. Walker, Roman art, London, 1991, pp. 40—41, fig. 44.
Источники: