Портрет Юлия Цезаря
Мрамор.
Ок. 50 г.
Высота 39,37 см.
Инв. № 1870,0320.201.Лондон, Британский музей

Портрет Юлия Цезаря.

Мрамор.
Ок. 50 г.
Высота 39,37 см.
Инв. № 1870,0320.201.

Лондон, Британский музей.

Происхождение:
Голо­ва и дру­гие части скульп­ту­ры, вклю­чая голо­ву Клав­дия, най­де­ны во вре­мя архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок 1868/69 г. на полу цел­лы (глав­ное куль­то­вое поме­ще­ние) хра­ма Афи­ны Поли­а­ды в При­ене (совр. Тур­ция). Дар Society of Dilettanti Charitable Trust, 1870.

Описание:
Голо­ва обго­ре­ла и силь­но повреж­де­на, ори­ги­наль­ная пра­вая сто­ро­на и зад­няя часть отсут­ст­ву­ют. Харак­тер­ные чер­ты порт­ре­та, осо­бен­но воло­сы и про­филь, очень близ­ки дру­гим изо­бра­же­ни­ям Юлия Цеза­ря. Цезарь, один из самых спо­соб­ных пол­ко­вод­цев Рима, о чем свиде­тель­ст­ву­ет заво­е­ва­ние им Гал­лии в 50-х годах до н. э., был вовле­чен в граж­дан­скую вой­ну, соп­ро­вож­дав­шую раз­ру­ше­ние Рим­ской рес­пуб­ли­ки. В 48 г. до н. э. он пере­сек реку Руби­кон, вошел в Рим и фак­ти­че­ски стал пер­вым граж­да­ни­ном. Его наме­ре­ние покон­чить с рес­пуб­ли­кан­ским стро­ем и уста­но­вить монар­хию ста­ло при­чи­ной его убий­ства в 44 г. до н. э. После­до­вав­шие за этим граж­дан­ские вой­ны завер­ши­лись пора­же­ни­ем Мар­ка Анто­ния и Клео­пат­ры и победой Окта­ви­а­на, при­ем­но­го сына Цеза­ря, кото­рый под име­нем Авгу­ста осно­вал Импе­рию.

Голо­ва была най­де­на, вме­сте с дру­ги­ми скульп­тур­ны­ми фраг­мен­та­ми, вклю­чая голо­ву Клав­дия, на полу цел­лы (глав­ное куль­то­вое поме­ще­ние) хра­ма Афи­ны, во вре­мя рас­ко­пок в 1868—1869 гг. Храм был посвя­щен Афине, точ­нее — Афине Полиа­де, бук­валь­но «хра­ни­тель­ни­це горо­да». Над­пись, уве­ко­ве­чив­шая посвя­ще­ние хра­ма Алек­сан­дром Вели­ким, сох­ра­ни­лась в Бри­тан­ском музее, так­же как фраг­мен­ты колос­саль­ной куль­то­вой ста­туи боги­ни. В рим­ский пери­од храм был повтор­но посвя­щен Афине Полиа­де и Авгу­сту, что отра­жа­ло новое зна­че­ние импе­ра­тор­ско­го куль­та по всей импе­рии. Для раз­ме­ще­ния ста­туй и бюстов импе­ра­то­ра, его семьи и пред­ков стро­и­лись новые зда­ния или, как в При­ене, при­спо­саб­ли­ва­лись суще­ст­ву­ю­щие свя­ти­ли­ща и хра­мы. Утвер­жда­лось, что пред­ки Цеза­ря напря­мую про­ис­хо­дят от Вене­ры через Аска­ния (Юла), сына Энея, тро­ян­ско­го царе­ви­ча, пере­брав­ше­го­ся со сво­и­ми людь­ми в Ита­лию. Пок­ло­не­ние импе­ра­тор­ской семье было осно­вой ново­го импер­ско­го поряд­ка и вызы­ва­ло про­тест хри­сти­ан и евре­ев, что вело к их пре­сле­до­ва­нию.


Литература:
F. N. Pryce, A. H. Smith, Catalogue of Greek Sculpture in the British Museum, I—III, London, The British Museum Press, 1892, 1152.
S. Walker, Roman art, London, 1991, pp. 40—41, fig. 44.

Источники:
(cc) 2019 г. Фото, текст: The British Museum (CC BY-NC-SA 4.0).
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римлянин диктатор гай юлий цезарь g108 dictator gaius julius caesar caius iulius мужчина мужчины мужской портрет портреты портретный портретная голова бюст мужская мрамор инв № 1870 0320 201