Надгробие супружеской четы с Виа Статилиа
Известняк.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 43

Надгробие супружеской четы с Виа Статилиа.

Известняк.
I в. до н. э.

Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 43.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
Происхождение:
Най­де­но на Виа Ста­ти­лиа в Риме.

Описание:
Срав­ним, напри­мер, изо­бра­же­ние муж­чи­ны на над­гро­бии Рупи­ли­ев с одним из луч­ших из сох­ра­нив­ших­ся до наших дней памят­ни­ков рим­ской погре­баль­ной скульп­ту­ры — боль­шим над­гро­би­ем супру­же­ской четы, най­ден­ным на Виа Ста­ти­лиа в Риме и хра­ня­щим­ся во двор­це Кон­сер­ва­то­ров. Умер­шие изо­бра­же­ны сто­я­щи­ми в рост. Муж­ская фигу­ра ана­ло­гич­на (по позе и трак­тов­ке одеж­ды) ста­туе тога­ту­са; при­чес­ка, фор­ма голо­вы, тип лица близ­ки изо­бра­же­нию Рупи­лия, хотя чер­ты раз­ра­бота­ны более деталь­но и выра­зи­тель­но. Это, несо­мнен­но, работа зна­чи­тель­но­го худож­ни­ка. Чув­ст­ву­ет­ся зна­ком­ство с про­из­веде­ни­я­ми гре­че­ско­го искус­ства, про­яв­ля­ю­ще­е­ся в более сво­бод­ной и есте­ствен­ной трак­тов­ке скла­док одеж­ды, в более мяг­кой и живо­пис­ной леп­ке лица муж­чи­ны. Осо­бен­но же силь­но элли­ни­сти­че­ское вли­я­ние замет­но в фигу­ре жен­щи­ны с это­го над­гро­бия. Ее поза — поза извест­ной элли­ни­сти­че­ской ста­туи, так назы­вае­мой Пуди­ци­ции, став­шая тра­ди­ци­он­ной для позд­ней­ших над­гро­бий, ее лицо — с явно иде­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми чер­та­ми, в кото­рых лишь лег­кая асим­мет­рия да мало замет­ные склад­ки у губ гово­рят о попыт­ке при­дать ему инди­виду­аль­ное выра­же­ние. Над­гро­бие с Виа Ста­ти­лиа дати­ру­ет­ся середи­ной I века до н. э., немно­го позд­нее над­гро­бия Рупи­ли­ев. Об этом гово­рит не толь­ко харак­тер трак­тов­ки лиц умер­ших, но и при­чес­ка жен­щи­ны, более слож­ная, чем у жены Рупи­лия, с косич­ка­ми, уло­жен­ны­ми на теме­ни, пред­вос­хи­щаю­щая жен­ские при­чес­ки вре­ме­ни прин­ци­па­та Авгу­ста. Над­гро­бие с Виа Ста­ти­лиа высо­ким каче­ст­вом испол­не­ния выгод­но отли­ча­ет­ся от боль­шо­го чис­ла рядо­вых памят­ни­ков, явля­ю­щих­ся, подоб­но над­гро­бию Рупи­ли­ев, про­из­веде­ни­я­ми ремес­лен­ни­ков.

Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф мужчина мужчины мужской портрет неизвестная женщина неизвестной женщины женский надгробие памятник портреты портретный портретная мужская рельефы рельефный женская прическа обувь плащ туника tunica с покрытой головой под покрывалом в покрывале capite velato caput velatum кальцеи calceus calcei муж супруг мужа супруга vir жена жены супруги uxor uxorem супругов супружеская пара чета супружеской пары четы супружеский тога тоге toga известняк тогатус togatus гиматий hymation himation палла palla pallium травертин виа статилиа статилия via statilia четы i 43 инв № s 2142~