Портрет Тиберия. Тип «Базель».
Мрамор. 11—6 гг. до н. э.?
Высота 30 см.
Инв. № 43. 10. 10.Фрежюс, Археологический музей

Портрет Тиберия. Тип «Базель».

Мрамор. 11—6 гг. до н. э.?
Высота 30 см.
Инв. № 43. 10. 10.

Фрежюс, Археологический музей.

Происхождение:
Най­ден в 1928 г. во Фре­ж­ю­се, во вре­мя рас­ко­пок на папер­ти кафед­раль­но­го собо­ра, в банях (?), рядом с бап­ти­сте­ри­ем (сего­дня — пло­щадь Фор­ми­же).

Описание:

134. Порт­рет Тибе­рия

Тип Базель, 11—6 гг. до н. э.?
Рис. 107.

Фре­ж­юс, Архео­ло­ги­че­ский музей, инв. № 43. 10. 10.
Голо­ва.
Мра­мор.
Обна­ру­же­на в 1928 г. во Фре­ж­ю­се, во вре­мя рас­ко­пок на папер­ти кафед­раль­но­го собо­ра, в банях (?), рядом с бап­ти­сте­ри­ем (сего­дня — пло­щадь Фор­ми­же).

Раз­ме­ры: высота 30 см.

Vidi.

Биб­лио­гра­фия:
Donnadieu A. Forma orbis Romani. Carte archéologique de la Gaule romaine. Texte complet et carte du département du Var. Paris, 1932. № 20 P. 12;
Polacco L. Il volto di Tiberio. Rome, 1955. P. 189;
Terrer D. Tibère à Fréjus // RAN. T. 14. 1981. P. 215—220, fig. (моло­дой Тибе­рий);
Gascou J., Terrer D. La présence de Tibère en Narbonnaise: les portraits et les inscriptions // RAN. T. 29. 1996. P. 34—35, fig. 4—5 (Тибе­рий);
Rivet L., Brentchaloff D., Roucole S., Saulnier S. Atlas topographique des villes de Gaule méridionale, 2. Fréjus, Montpellier, 2002. P. 404, fig. 735 (моло­дой Тибе­рий).

с. 368 Сохран­ность: Нос и под­бо­ро­док отби­ты, пра­вая над­бров­ная дуга повреж­де­на, как и часть при­чёс­ки с той же сто­ро­ны. На месте рта и ушей вид­ны отвер­стия, пред­на­зна­чен­ные, веро­ят­но, для креп­ле­ния отдель­ных частей, воз­мож­но, в ходе антич­ной рестав­ра­ции417.

Порт­рет был реста­ври­ро­ван в 1954 г.: под­бо­ро­док и рот пере­ра­бота­ны, а ниж­няя часть шеи исправ­ле­на, так что теперь невоз­мож­но уста­но­вить, име­ла ли эта голо­ва соеди­ни­тель­ный эле­мент для встав­ки в ста­тую.

Опи­са­ние: Голо­ва доста­точ­но явно повёр­ну­та, а так­же нак­ло­не­на вле­во. Гла­за боль­шие, верх­ние веки окайм­ле­ны, глаз­ные ябло­ки глад­кие. Лоб высо­кий; чёл­ка очень корот­кая. Насколь­ко мож­но судить, её дели­ла на две части «вил­ка», рас­по­ло­жен­ная при­мер­но в цен­тре.

Ком­мен­та­рий: Иден­ти­фи­ка­ция с Тибе­ри­ем пред­став­ля­ет­ся вполне при­ем­ле­мой: дей­ст­ви­тель­но, здесь вполне узна­вае­мы его гла­за с несколь­ко выпук­лы­ми глаз­ны­ми ябло­ка­ми, широ­кое лицо, харак­тер­ный для него круп­ный череп и, преж­де все­го, при­чёс­ка, в кото­рой объ­ём­ные пряди на вис­ках зачё­са­ны к щекам. Пол­ное, почти по-дет­ски округ­лое лицо на пер­вый взгляд пред­по­ла­га­ет юность изо­бра­жён­но­го. Одна­ко Д. Террер поста­ви­ла такую дати­ров­ку под сомне­ние, напом­нив о том, что на порт­ре­тах, несо­мнен­но изо­бра­жаю­щих моло­до­го Тибе­рия, его при­чёс­ка более густая и мяг­кая по срав­не­нию с порт­ре­том из Фре­ж­ю­са; по её мне­нию, нали­цо про­ти­во­ре­чие меж­ду внеш­ним видом лица и при­чёс­кой418.

Одна­ко сле­ду­ет отме­тить, преж­де все­го, что наклон голо­вы, пово­рот шеи и юно­ше­ские чер­ты лица весь­ма отчёт­ли­во напо­ми­на­ют порт­ре­ты типа «Базель», кото­рый стал пер­вым в ико­но­гра­фии прин­ца и буду­ще­го импе­ра­то­ра и был опре­де­лён Д. Бошун­гом419; пряди на вис­ках с вью­щи­ми­ся кон­чи­ка­ми осо­бен­но похо­жи на пряди на порт­ре­те из Базе­ля. Напро­тив, чёл­ка с корот­ки­ми парал­лель­ны­ми прядя­ми бли­же к порт­ре­там типа «Усы­нов­ле­ние»: на мой взгляд, харак­тер­ной дета­лью явля­ет­ся малень­кая «вил­ка» над левым гла­зом сре­ди прядей, рас­по­ло­жен­ных пря­мо над чёл­кой. Эта осо­бен­ность с. 369 встре­ча­ет­ся, напри­мер, на порт­ре­те, кото­рый хра­нит­ся в Риме, в Капи­то­лий­ских музе­ях (Зал импе­ра­то­ров, 3). Поэто­му порт­рет из Фре­ж­ю­са мож­но счи­тать реп­ли­кой типа «Усы­нов­ле­ние», создан­ной под силь­ным вли­я­ни­ем типа «Базель»: пло­хая сохран­ность порт­ре­та не поз­во­ля­ет пол­но­стью рекон­струи­ро­вать рас­по­ло­же­ние прядей и окон­ча­тель­но решить этот вопрос. В обо­их слу­ча­ях порт­рет дати­ру­ет­ся пери­о­дом до рубе­жа эр: дата созда­ния типа, тра­ди­ци­он­но назы­вае­мо­го «Усы­нов­ле­ние» ещё вызы­ва­ет спо­ры, но, веро­ят­но, это про­изо­шло вско­ре после женить­бы Тибе­рия на Юлии, то есть око­ло 11 г. до н. э.420 Если так, то порт­рет из Фре­ж­ю­са, веро­ят­но, был изготов­лен меж­ду этой датой и отъ­ездом прин­ца на Родос в 6 г. до н. э.

Воз­мож­но, этот порт­рет вхо­дил в состав дина­сти­че­ской груп­пы, вклю­чав­шей, в част­но­сти, Авгу­ста, одна­ко вполне мож­но допу­стить, что Тибе­рий удо­сто­ил­ся этой поче­сти один — как сын Тибе­рия Клав­дия Неро­на, пред­по­ла­гае­мо­го осно­ва­те­ля Фору­ма Юлия421.

417Terrer D. Tibère à Fréjus // RAN. T. 14. 1981. P. 216.

418Ibid. P. 219.

419Boschung D. Prinzenportrat des Tiberius // Antike Kunstwerke aus der Sammlung Ludwig, III. / Hsg. E. Berger. Mainz, 1990. № 252 S. 369.

420Boschung D. Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht // JRA. Vol. 6. 1993. S. 57. У. Хау­сман, напро­тив, дати­ру­ет его 4 г. н. э.

421Terrer D. Op. cit. P. 219.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 367—369, кат. № 134, илл. 107.
© 2006 г. Фото: CNRS; Centre Camille Jullian.
© 2018 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император тиберий i тиберия imperator tiberius юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная голова мрамор мужской голова римский i тип базель инв № 43. 10. 10