Высота головы 22,5 см; длина 20 см, толщина 25,5 см.Сен-Реми-де-Прованс, Археологическое хранилище Дома семьи де Сад
Портрет Ливии. Тип «Фаюм — Копенгаген».
Высота головы 22,5 см; длина 20 см, толщина 25,5 см.
Сен-Реми-де-Прованс, Археологическое хранилище Дома семьи де Сад.
140. Портрет Ливии
Тип Фаюм — Копенгаген.
4—
Илл. 111.
Сен-Реми-де-Прованс, археологическое хранилище Дома семьи де Сад.
Голова.
Белый мрамор.
Обнаружена в 1951 г. в Глануме, в колодце между парными храмами.
Размеры: высота головы 22,5 см; длина 20 см, толщина 25,5 см.
Vidi.
с. 373 Библиография:
Rolland H. Fouilles de Glanum (1947—
Espérandieu E., I à XV: Recueil des bas-reliefs, statues et bustes de la Gaule romaine. T. XV / Avec des suppléments par R. Lantier. Paris, 1966. № 8696—
Picard G.-Ch. Chronique de la sculpture romaine: l’iconographie à l’époque d’Auguste et de Tibère // REL. T. 54. 1961. P. 284 (Октавия);
Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 95—
Bartels H. Studien zur römischen Frauenporträt der augusteischen Zeit. München, 1963. S. 38, 73;
Poulsen V. Les portraits romains, I. République et dynastie julienne. Copenhague, 1974. P. 66 № B. 14, к № 33 (Ливия);
Salviat F., Terrer D. A la découverte des empereurs romains et de leur famille, à travers les historiens et les portraits de Gaule Narbonnaise // Les Dossiers de l’archéologie. T. 41. 1980. P. 44, 46, 56—
Jucker H. Marc Aurel bleibt Marc Aurel // Pro Aventico. T. 26. 1981. S. 9 Anm. 29 («Ливия, а не Октавия»);
de Chaisemartin N. Note sur l’iconographie d’Octavie d’après un portrait provenant d’El Jem conservé au musée de Sousse // Antiquités africaines. Bd. 19. 1983. P. 48 (Ливия);
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. Bd. 3. Mainz, 1983. S. 2 Anm. 3 c (Ливия);
Roth-Congès A. L’acanthe dans le décor architectonique protoaugustéen en Provence // RAN. T. 16. 1983. P. 110 (Октавия);
Salviat F. Glanum et les antiques. Paris, 1990. P. 112—
Balty J.-Ch., Cazes, D. Portraits impériaux de Béziers. Le groupe statuaire du forum. Toulouse, 1995. P. 98 (Ливия);
Winkes R. Livia, Octavia, Iulia. Portäts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, Providence, 1995. № 91 S. 168—
Rose Ch. Br. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period, Cambridge, 1997. № 53. P. 128—
Gateau F., Gazenbeek M. Carte archéologique de la Gaule 13, 2: les Alpilles et la Montagnette. Paris, 1999. P. 342, fig. 313a (Октавия);
Bartman E. Portraits of Livia. Imaging the Imperial Woman in Augustean Rome. Cambridge, 1999. № 49 P. 167—
Wood S. Imperial Women. A study in Public Images, 40 B. C. — A. D. 68. Boston, 1999. P. 59 (Ливия);
Boschung D. Gens Augusta. Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz, 2002. № 37. 1 S. 111 (Ливия, тип «Копенгаген 615»).
Сохранность: Голоса отбита у основания шеи. Отсутствуют нос, мочка правого уха и центральная часть губ; подбородок повреждён. Сколы на левом нижнем веке, пучке надо лбом, правой щеке и боковых прядях волос с той же стороны.
Описание: Голова, чуть больше натуральной величины, имеет причёску с пучком на лбу (nodus), косой-гребнем и волнами вьющихся волос, обрамляющими лицо. Эти волны на висках закрывают верхнюю часть ушей, а сзади сплетены в узел, куда включена и коса, начинающаяся на макушке. Две пряди выбиваются из переднего пучка и спадают на лоб.
Задняя часть головы не закончена; вырезаны только пучок на затылке и коса, образующая ровную полосу. Здесь можно усмотреть указание на то, что голова была видна только с передней стороны и, возможно, стояла в нише. Интересно отметить, что задняя часть базальтовой головы из Лувра426 выполнена точно так же.
Комментарий: С момента обнаружения эта голова была идентифицирована А. Ролланом как портрет Октавии, дочери Августа[1] и супруги Антония; эту идентификацию приняли Р. Лантьер и Ж. Шарбонно. Она основана главным образом на сопоставлении, впрочем, совершенно обоснованном, с вышеупомянутым портретом из Лувра и головой из Бонна427, которые оба традиционно считались изображениями дочери Августа.
с. 374 Как напоминает Н. де Шезмартен428, почти все портреты с нодусом без исключения были идентифицированы с этой принцессой на основании сопоставления с изображениями на монетах. Это привело к путанице между портретами Октавии и Ливии, которая тоже носила причёску с нодусом; впрочем, «высокая степень идеализации придворного искусства в эпоху Августа»429, особенно ощутимая в женских портретах, в совокупности с подлинным феноменом уподобления (Angleichung) ещё больше усугубили эту путаницу.
В. Поулсен впервые разработал строгую классификацию портретов Ливии с нодусом и отделил их от портретов Октавии, сгруппированных вокруг головы из Веллетри (Веллетри, музей Терм). Он также разграничил между собой три последовательные серии портретов: его «тип B» включает в себя портреты, прежде идентифицированные с Октавией, то есть головы из Лувра и Бонна, но также и из Гланума; Поулсен первым предложил идентификацию портрета из Гланума с императрицей Ливией, которая не вызывает сомнений и господствует во всей немецкой историографии, тогда как во французской историографии по-прежнему сохраняется прежняя идентификация с Октавией, которую периодически воспроизводит Ф. Сальвиа430. Однако, как недавно напомнила всем Э. Бартман в работе, посвящённой портретам Ливии, нет никакой возможности вернуться к этой идентификации: портрет совершенно точно соответствует типу, который воспроизведён на прекрасном портрете из Арсинои в Фаюме431; эта реплика занимает центральное место для данного типа.
На самом деле, главная проблема, связанная с портретом из Гланума, — это его датировка: действительно, нодус характерен для портретов Ливии на протяжении почти пятидесяти лет: с момента её вхождения в императорскую семью в результате брака с Октавианом в 38 г. до н. э. и до смерти императора в 14 г. н. э., после которой она отказалась от нодуса и стала носить причёску с прямым пробором и волнами волос по бокам. Поэтому можно не сомневаться, что портрет из Гланума был изготовлен до 14 г. н. э. В остальном, моложавые и идеализированные черты лица, две маленькие вьющиеся пряди, падающие на лоб (присутствующие, что примечательно, на фаюмском экземпляре), а также упрощённое расположение прядей в боковых волнах часто встречаются на портретах, изготовленных в последнее десятилетие правления Августа; поэтому можно предложить датировку около 4—
[1]Так в тексте; речь идёт о сестре Августа (Прим. перев.).
© 2006 г. Фото: CNRS; Centre Camille Jullian; Chené-Réveillac; no. 64706.
© 2018 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.