Портрет Ливии. Тип «Фаюм — Копенгаген».
Белый мрамор. 4—14 гг. н. э.?
Высота головы 22,5 см; длина 20 см, толщина 25,5 см.
Сен-Реми-де-Прованс, Археологическое хранилище Дома семьи де Сад

Портрет Ливии. Тип «Фаюм — Копенгаген».

Белый мрамор. 4—14 гг. н. э.?
Высота головы 22,5 см; длина 20 см, толщина 25,5 см.

Сен-Реми-де-Прованс, Археологическое хранилище Дома семьи де Сад.

Происхождение:
Най­де­на в 1951 г. в Гла­ну­ме, в колод­це меж­ду пар­ны­ми хра­ма­ми.

Описание:

140. Порт­рет Ливии

Тип Фаюм — Копен­га­ген.
4—14 гг. н. э.?
Илл. 111.

Сен-Реми-де-Про­ванс, архео­ло­ги­че­ское хра­ни­ли­ще Дома семьи де Сад.
Голо­ва.
Белый мра­мор.
Обна­ру­же­на в 1951 г. в Гла­ну­ме, в колод­це меж­ду пар­ны­ми хра­ма­ми.

Раз­ме­ры: высота голо­вы 22,5 см; дли­на 20 см, тол­щи­на 25,5 см.

Vidi.

с. 373 Биб­лио­гра­фия:
Rolland H. Fouilles de Glanum (1947—1956). Paris, 1958. P. 48—49, pl. 14—15 (Окта­вия);
Espérandieu E., I à XV: Recueil des bas-reliefs, statues et bustes de la Gaule romaine. T. XV / Avec des suppléments par R. Lantier. Paris, 1966. № 8696—8697? (Окта­вия);
Picard G.-Ch. Chronique de la sculpture romaine: l’iconographie à l’époque d’Auguste et de Tibère // REL. T. 54. 1961. P. 284 (Окта­вия);
Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 95—96 (част­ный порт­рет);
Bartels H. Studien zur römischen Frauenporträt der augusteischen Zeit. München, 1963. S. 38, 73;
Poulsen V. Les portraits romains, I. République et dynastie julienne. Copenhague, 1974. P. 66 № B. 14, к № 33 (Ливия);
Salviat F., Terrer D. A la découverte des empereurs romains et de leur famille, à travers les historiens et les portraits de Gaule Narbonnaise // Les Dossiers de l’archéologie. T. 41. 1980. P. 44, 46, 56—57, 62—63 (Окта­вия);
Jucker H. Marc Aurel bleibt Marc Aurel // Pro Aventico. T. 26. 1981. S. 9 Anm. 29 («Ливия, а не Окта­вия»);
de Chaisemartin N. Note sur l’iconographie d’Octavie d’après un portrait provenant d’El Jem conservé au musée de Sousse // Antiquités africaines. Bd. 19. 1983. P. 48 (Ливия);
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. Bd. 3. Mainz, 1983. S. 2 Anm. 3 c (Ливия);
Roth-Congès A. L’acanthe dans le décor architectonique protoaugustéen en Provence // RAN. T. 16. 1983. P. 110 (Окта­вия);
Salviat F. Glanum et les antiques. Paris, 1990. P. 112—113 (Окта­вия);
Balty J.-Ch., Cazes, D. Portraits impériaux de Béziers. Le groupe statuaire du forum. Toulouse, 1995. P. 98 (Ливия);
Winkes R. Livia, Octavia, Iulia. Portäts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, Providence, 1995. № 91 S. 168—169 (Ливия);
Rose Ch. Br. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period, Cambridge, 1997. № 53. P. 128—129, pl. 167 (Окта­вия);
Gateau F., Gazenbeek M. Carte archéologique de la Gaule 13, 2: les Alpilles et la Montagnette. Paris, 1999. P. 342, fig. 313a (Окта­вия);
Bartman E. Portraits of Livia. Imaging the Imperial Woman in Augustean Rome. Cambridge, 1999. № 49 P. 167—168, fig. 60 p. 75, fig. 153 p. 167 (Ливия, упро­щён­ный тип «Фаюм»; око­ло 16 г. до н. э.);
Wood S. Imperial Women. A study in Public Images, 40 B. C. — A. D. 68. Boston, 1999. P. 59 (Ливия);
Boschung D. Gens Augusta. Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz, 2002. № 37. 1 S. 111 (Ливия, тип «Копен­га­ген 615»).

Сохран­ность: Голо­са отби­та у осно­ва­ния шеи. Отсут­ст­ву­ют нос, моч­ка пра­во­го уха и цен­траль­ная часть губ; под­бо­ро­док повреж­дён. Ско­лы на левом ниж­нем веке, пуч­ке надо лбом, пра­вой щеке и боко­вых прядях волос с той же сто­ро­ны.

Опи­са­ние: Голо­ва, чуть боль­ше нату­раль­ной вели­чи­ны, име­ет при­чёс­ку с пуч­ком на лбу (nodus), косой-греб­нем и вол­на­ми вью­щих­ся волос, обрам­ля­ю­щи­ми лицо. Эти вол­ны на вис­ках зак­ры­ва­ют верх­нюю часть ушей, а сза­ди спле­те­ны в узел, куда вклю­че­на и коса, начи­наю­ща­я­ся на макуш­ке. Две пряди выби­ва­ют­ся из пере­д­не­го пуч­ка и спа­да­ют на лоб.

Зад­няя часть голо­вы не закон­че­на; выре­за­ны толь­ко пучок на затыл­ке и коса, обра­зу­ю­щая ров­ную поло­су. Здесь мож­но усмот­реть ука­за­ние на то, что голо­ва была вид­на толь­ко с пере­д­ней сто­ро­ны и, воз­мож­но, сто­я­ла в нише. Инте­рес­но отме­тить, что зад­няя часть базаль­то­вой голо­вы из Лув­ра426 выпол­не­на точ­но так же.

Ком­мен­та­рий: С момен­та обна­ру­же­ния эта голо­ва была иден­ти­фи­ци­ро­ва­на А. Рол­ла­ном как порт­рет Окта­вии, доче­ри Авгу­ста[1] и супру­ги Анто­ния; эту иден­ти­фи­ка­цию при­ня­ли Р. Лан­тьер и Ж. Шар­бон­но. Она осно­ва­на глав­ным обра­зом на сопо­став­ле­нии, впро­чем, совер­шен­но обос­но­ван­ном, с выше­упо­мя­ну­тым порт­ре­том из Лув­ра и голо­вой из Бон­на427, кото­рые оба тра­ди­ци­он­но счи­та­лись изо­бра­же­ни­я­ми доче­ри Авгу­ста.

с. 374 Как напо­ми­на­ет Н. де Шез­мар­тен428, почти все порт­ре­ты с ноду­сом без иск­лю­че­ния были иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны с этой прин­цес­сой на осно­ва­нии сопо­став­ле­ния с изо­бра­же­ни­я­ми на моне­тах. Это при­ве­ло к пута­ни­це меж­ду порт­ре­та­ми Окта­вии и Ливии, кото­рая тоже носи­ла при­чёс­ку с ноду­сом; впро­чем, «высо­кая сте­пень иде­а­ли­за­ции при­двор­но­го искус­ства в эпо­ху Авгу­ста»429, осо­бен­но ощу­ти­мая в жен­ских порт­ре­тах, в сово­куп­но­сти с под­лин­ным фено­ме­ном упо­доб­ле­ния (Angleichung) ещё боль­ше усу­гу­би­ли эту пута­ни­цу.

В. Поул­сен впер­вые раз­ра­ботал стро­гую клас­си­фи­ка­цию порт­ре­тов Ливии с ноду­сом и отде­лил их от порт­ре­тов Окта­вии, сгруп­пи­ро­ван­ных вокруг голо­вы из Вел­ле­три (Вел­ле­три, музей Терм). Он так­же раз­гра­ни­чил меж­ду собой три после­до­ва­тель­ные серии порт­ре­тов: его «тип B» вклю­ча­ет в себя порт­ре­ты, преж­де иден­ти­фи­ци­ро­ван­ные с Окта­ви­ей, то есть голо­вы из Лув­ра и Бон­на, но так­же и из Гла­ну­ма; Поул­сен пер­вым пред­ло­жил иден­ти­фи­ка­цию порт­ре­та из Гла­ну­ма с импе­ра­три­цей Ливи­ей, кото­рая не вызы­ва­ет сомне­ний и гос­под­ст­ву­ет во всей немец­кой исто­рио­гра­фии, тогда как во фран­цуз­ской исто­рио­гра­фии по-преж­не­му сох­ра­ня­ет­ся преж­няя иден­ти­фи­ка­ция с Окта­ви­ей, кото­рую пери­о­ди­че­ски вос­про­из­во­дит Ф. Саль­виа430. Одна­ко, как недав­но напом­ни­ла всем Э. Барт­ман в рабо­те, посвя­щён­ной порт­ре­там Ливии, нет ника­кой воз­мож­но­сти вер­нуть­ся к этой иден­ти­фи­ка­ции: порт­рет совер­шен­но точ­но соот­вет­ст­ву­ет типу, кото­рый вос­про­из­ведён на пре­крас­ном порт­ре­те из Арси­нои в Фаю­ме431; эта реп­ли­ка зани­ма­ет цен­траль­ное место для дан­но­го типа.

На самом деле, глав­ная про­бле­ма, свя­зан­ная с порт­ре­том из Гла­ну­ма, — это его дати­ров­ка: дей­ст­ви­тель­но, нодус харак­те­рен для порт­ре­тов Ливии на про­тя­же­нии почти пяти­де­ся­ти лет: с момен­та её вхож­де­ния в импе­ра­тор­скую семью в резуль­та­те бра­ка с Окта­виа­ном в 38 г. до н. э. и до смер­ти импе­ра­то­ра в 14 г. н. э., после кото­рой она отка­за­лась от ноду­са и ста­ла носить при­чёс­ку с пря­мым про­бо­ром и вол­на­ми волос по бокам. Поэто­му мож­но не сомне­вать­ся, что порт­рет из Гла­ну­ма был изготов­лен до 14 г. н. э. В осталь­ном, моло­жа­вые и иде­а­ли­зи­ро­ван­ные чер­ты лица, две малень­кие вью­щи­е­ся пряди, падаю­щие на лоб (при­сут­ст­ву­ю­щие, что при­ме­ча­тель­но, на фаюм­ском экзем­пля­ре), а так­же упро­щён­ное рас­по­ло­же­ние прядей в боко­вых вол­нах часто встре­ча­ют­ся на порт­ре­тах, изготов­лен­ных в послед­нее деся­ти­ле­тие прав­ле­ния Авгу­ста; поэто­му мож­но пред­ло­жить дати­ров­ку око­ло 4—14 гг. н. э.

426Париж, музей Лув­ра, инв. № Ma 1233; Bartman E. Portraits of Livia. Imaging the Imperial Woman in Augustean Rome. Cambridge, 1999. № 86. P. 185—186, fig. 177.

427Бонн, Ака­де­ми­че­ский музей искус­ства, B 79; Bartman E. Op. cit. № 63 P. 173—174, fig. 160 p. 174.

428de Chaisemartin N. Note sur l’iconographie d’Octavie d’après un portrait provenant d’El Jem conservé au musée de Sousse // Antiquités africaines. Bd. 19. 1983. P. 37—40.

429Ibid. P. 37.

430В послед­ний раз см.: Gateau F., Gazenbeek M. Carte archéologique de la Gaule 13, 2: les Alpilles et la Montagnette. Paris, 1999. P. 342, fig. 313a Carte archéologique de la Gaule, но так­же: Rose Ch. Br. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period, Cambridge, 1997. № 53. P. 128—129, pl. 167.

431Копен­га­ген, Новая Карлс­берг­ская глип­то­те­ка, инв. № 1444 = Poulsen F. Catalogue of Ancient Sculpture in the Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen, 1951. № 615; Bartman E. Portraits of Livia. Imaging the Imperial Woman in Augustean Rome. Cambridge, 1999. № 64 P. 174—175, fig. 3, 63. Такие же пряди обна­ру­жи­ва­ют­ся на реп­ли­ках из Велии, Пеза­ро, Боло­ньи, Песту­ма и т. д.

[1]Так в тек­сте; речь идёт о сест­ре Авгу­ста (Прим. перев.).


Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 372—374, кат. № 140, илл. 111.
© 2006 г. Фото: CNRS; Centre Camille Jullian; Chené-Réveillac; no. 64706.
© 2018 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 портрет портреты портретный портретная голова белый мрамор женский голова римская императрица ливия g132 женская прическа нодус nodus тип фаюм копенгаген гланум