Конец III в. н. э.Инв. № 411.Равенна, Национальный музей Фото: И. А. Шурыгин
Детский саркофаг с изображением сцены из жизни мальчика. Передняя панель.
Конец III в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
Белый мрамор. Рим. Третья четверть III в. н. э.
Инв. № 411.
Саркофаг, предназначенный для тела мальчика, украшен рельефами с трех сторон. На фронтальном рельефе в композиционном центре расположен характерный для языческой иконографии сюжет обучения философии. На низком стуле сидит юноша со свитком в руках; у его ног лежит связка свитков. Он обращается к женской фигуре, которая внимательно его слушает. Слева изображены еще несколько персонажей, вероятно, имеющих отношение к семье покойного. Справа от юноши расположена буколическая сцена: пастух с ягненком на плечах пробирается через стадо на фоне схематически изображенного скалистого пейзажа. На краю рельефа стоит полуобнаженная фигура другого пастуха с посохом (lagobolon).
На правом торце саркофага изображен рыбак, вытягивающий рыбу. На левом торце можно видеть небольшого крылатого гения, правящего лодкой.
Единственное незаконченное лицо на рельефе принадлежит юноше-философу, предположительно, покойному. Это характерно для мастерских, где изготавливали серийные саркофаги, украшая их наиболее востребованными сценами, обычно добавляя к ним буколические, и оставляя голову центрального персонажа в виде заготовки, которой после продажи должны были придать черты покойного.
Хотя синкретизм иконографии дает основания предполагать, что саркофаг является предметом палеохристианского искусства, более корректным было бы рассматривать его композицию как выражение покоя и безмятежности загробной жизни.
Этот небольшой саркофаг был приобретен кальмадулинцем Андреа Джованетти в Риме ок. 1760 г., о чем свидетельствует письмо, в котором этот монах сообщает аббату Дж. Б. Пассери о своей покупке для музея в Классе. Пассери в ответном письме жаловался на то, что саркофаг сильно пострадал, поскольку в Риме в нем выращивали майоран и базилик или использовали его как поилку для кур и петухов.
Информация: музейная аннотация.
© 2018 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.