
Оригинал: пентелийский мрамор, правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Высота 224,5 см, высота головы 36,7 см.Инв. № MCR 291.Рим, Музей Римской культуры Фото: О. В. Любимова
Ливия (или Друзилла?).
Оригинал: пентелийский мрамор, правление Калигулы (37—41 гг. н. э.).
Высота 224,5 см, высота головы 36,7 см.
Рим, Музей Римской культуры.
882. Статуя римлянки в столе.
с. 366 Больше человеческого роста. — Италийский мрамор. — Дополнена правая рука со складками одежды и кольцом на первой фаланге второго пальца. Голова и шея изготовлены отдельно. Отдельно изготовленное правое предплечье отсутствует: имеются стёсанные участки, возможно, соответствующие ободку диадемы. — Происхождение то же, что и у № 868[1]. — См. Antolini G. Le rovine di Velleja. Milano, 1819. Tav. IX, 3.
Опорная нога правая: левая нога отставлена. Фигура обута в матерчатые туфли, одета в длинный и тонкий хитон с пуговицами на плечах и верхнюю накидку, которая наброшена на голову, проходит под правой рукой, окутывает тело глубокими складками и перекинута через левое плечо. Задняя сторона едва намечена. Лицо (с закрытым ртом) кажется слегка переработанным. Волнистые волосы, вырезанные тонким резцом, немного зачёсаны на лоб и там разделены на две части1 и увенчаны диадемой. Работа не такая превосходная, как № 881. Не Агриппина, как называют эту фигуру. Ливия?
1Ср. комм. к № 852, 2.[1]Найдена в базилике Веллеи (с. 361). — Прим. пер.
с. 125 По меньшей мере два, а то и три дошедших до нас портрета Ливии происходят из групп статуй, надёжно датируемых правлением Калигулы157. Из них группа из Веллеи наиболее ясно демонстрирует её значение в пропаганде третьего императора из династии Юлиев-Клавдиев158 (рис. 45—
Poulsen F. Porträtstudien in norditalienischen Provinzmuseen. Kopenhagen, 1928. S. 52 f. № 6. Ill. 75—
Hafner G. Zum Augustus-Relief in Ravenna // MDAIR. Bd. 62. 1955. S. 168 ff. Ill. 23, 1. 24.
Furnée—
Mansuelli G. A. Il ritratto romano nell’Italia settentrionale: formazione e correnti artistiche // MDAIR. Bd. 65. 1958. S. 81 Anm. 61.
Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 113 f.
Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 57, Anm. 459.
Gross W. H. Augustus und Livia // Acta Archaeologica. Vol. 35. 1964. S. 54 Anm. 12.
Saletti C. Il ciclo statuario della basilica di Velleia. Milano, 1968. P. 33 № 4. Ill. 11—
Goethert K.-P. Zur Einheitlichkeit der Statuengruppe aus der Basilika von Velleia // MDAIR. Bd. 79. 1972. S. 235—
Jucker H. Die Prinzen des Statuenzyklus aus Veleia. Umfang und Datierung der Stiftung des L. Calpurnius Piso // JdI. Bd. 92. 1977. S. 213.
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom 3. Kaiserinnen- und Prinzessinnenbildnisse. Frauenporträts. Mainz, 1983. Anm. 6, № 3.
Winkes R. Livia, Octavia, Julia. Porträts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, 1995. S. 153 № 76.
Wood S. E. Imperial Women: A Study in Public Images, 40 BC — AD 68. Leiden; Boston; Köln, 2000. P. 125—
Boschung D. Gens Augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz, 2002. S. 25, № 2. 66 Ill. 16, 1. 18, 1. 3.
© 2018 г. Текст: iDAI.Images / Arachne.
Описание: Dütschke H. Antike Bildwerke in Oberitalien V. Antike Bildwerke in Vicenza, Venedig, Catajo, Modena, Parma und Mailand. Leipizig, 1882. № 882.
© 2000 г. Описание: Wood S. E. Imperial Women: A Study in Public Images, 40 BC — AD 68. Leiden; Boston; Köln, 2000. P. 125—126.
(сс) 2018 г. Перевод: О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).