Ок. 110—118 гг. н. э.Инв. №№ MR 599 / Ma 1002.Париж, Лувр Фото: И. А. Шурыгин
Ульпий Кротонский.
Ок. 110—118 гг. н. э.
Париж, Лувр.
Позднее, в 1804—
На участке был расположен мавзолей, в нишах которого находились статуи и бюст Клавдии Семне, покойной супруги Марка, а также скульптурные портреты их рано умершего сына Марка: три — в полный рост и один бюст, представленный на данном снимке. Статуи и надписи относятся к концу правления Траяна — началу эпохи Адриана. Позднее территория участка перешла в собственность императора Максенция. В результате хищнических раскопок Фагана, преследовавшего единственную цель — охоту за античной скульптурой — от строений и топографии участка не осталось и следа. Сохранились рисунки и гравюры Карло Лабруцци, сделанные им в процессе раскопок, из которых можно составить представление о мавзолее. Все находки были в разные годы распроданы разным покупателям, оказавшись в Музеях Ватикана, Лувре, палаццо и вилле Торлониа и вилле Албани. Бюст Марка Ульпия-мл. и алтарь Элии Прокулы, посвященный Диане (Ma 1633), с этого же участка, были приобретены Наполеоном в 1797 г., предположительно, у Роберта Фагана и переправлены в Лувр. Данное обстоятельство объясняет, почему бюст и алтарь позднее не были подвергнуты репатриации и остались во Франции.
На этом участке вольноотпущенник Марк Ульпий Кротонский похоронил сначала супругу, а затем сына. Безутешный в своем горе, он устроил богатый мавзолей, содержавший урны с прахом покойных и их многочисленные скульптурные изображения. Следов погребения самого главы этой небольшой семьи обнаружено не было. Вскоре на участке появились захоронения других вольноотпущенников Траяна и Адриана.
Мать покойного юноши, Клавдия Семне, судя по имени, гречанка (греч. semnos — достопочтенный, священный, великолепный), являлась супругой вольноотпущенника императора Марка Ульпия Траяна. Статуи представляли ее в образе трех богинь (in formam deorum): Фортуны (Fortuna), Надежды (Spes) и Венеры (Venus). Стиль ее прически соответствует таковому у Помпеи Плотины, супруги императора Траяна.
Когномен Crotonensis может указывать на то, что супружеская пара переселилась в Рим из города Кротона на калабрийском побережье Апеннинского полуострова, ранее входившего в область Великой Греции. Их первенец, свободнорожденный сын Марк Ульпий Траян, умер вскоре после матери, не достигнув 20 лет. Его изображения были идентифицированы по надписи на цоколе одной из статуй (CIL VI. 15595):
Марку Ульпию Кротонскому, сыну Марка из Палатинской трибы, (прожившему) 18 лет, три месяца и 15 дней. (Марк Ульпий) Кротонский, вольноотпущенник августа, (поставил этот памятник) сладчайшему сыну.
Две статуи из музеев Ватикана, долгое время стоявшие во дворе Бельведера, а затем перемещенные внутрь, изображают юношу в полный рост как римского гражданина, в тоге и в обуви всадника, со свитком в руке. Третья, утраченная, представляла покойного в образе полуобнаженного героя. Сохранилось ее краткое описание, сделанное в 1793 г. Эннио Квирино Висконти, директором и антикваром Капитолийских музеев. В каталоге Висконти содержится перечень и описания 15 артефактов, найденных на этом участке, включая фрагмент саркофага, погребальные алтари (среди них известный алтарь Элии Прокулы) и надписи времен Траяна и Адриана, не имеющие прямого отношения к семейству Марка Кротонского. Каталог приведен в книге Карло Феа, вышедшей в свет в 1836 г. (Карло Феа — хранитель библиотеки Киджи, принявший эту должность от Висконти в 1793 г.).
Согласно описанию Висконти, на плечи юноши была накинута небольшая хламида, а у ног его стояла собака, что позволило определить прототип героя как Мелеагра или Адониса. Художественное качество этой скульптуры Висконти счел посредственным, уступающим статуям в тогах. Упоминая о бюсте, Висконти отметил его полное портретное сходство с тремя статуями, однако заметил, что сам лично его не видел: «Busto giovanile col ritratto stesso. Questo non l’ho ancora veduto». Отсутствие подобного замечания в достаточно полном описании статуи юноши-героя позволяет сделать вывод, что в 1793 г. она была доступна для осмотра в Риме. Висконти с сожалением сообщает, что надписи, алтари и статуи, найденные на этом участке, разошлись по разным коллекциям.
2. I. Bignamini, A Claridge. The Tomb of Claudia Semne and Excavations in Eighteenth-Century Rome. Papers of the British School at Rome, Vol. 66 (1998), pp. 215—
Данные: музейная аннотация.
© 2018 г. Пер. с лат. и сопроводительный текст: И. А. Шурыгин.