Ульпий Кротонский
Мрамор.
Ок. 110—118 гг. н. э.
Инв. №№ MR 599 / Ma 1002.Париж, Лувр Фото: И. А. Шурыгин

Ульпий Кротонский.

Мрамор.
Ок. 110—118 гг. н. э.
Инв. №№ MR 599 / Ma 1002.

Париж, Лувр.

Рим, Аппиева дорога.
Происхождение:
Аппи­е­ва доро­га, 1792—1793 гг. Пере­ме­щен в Лувр Напо­лео­ном. В 1815 г. остав­лен в Лув­ре по обме­ну.

Описание:
Порт­рет моло­до­го чело­ве­ка был иден­ти­фи­ци­ро­ван сра­зу после обна­ру­же­ния по най­ден­ным вме­сте с ним трем ста­ту­ям и над­пи­сям, ныне хра­ня­щим­ся в Музе­ях Вати­ка­на. Скульп­ту­ра и над­пи­си появи­лись на свет в ходе рас­ко­пок участ­ка зем­ли на пере­се­че­нии Древ­ней Аппи­е­вой доро­ги с виа Аппиа Пинья­тел­ли, при­над­ле­жав­ше­го состо­я­тель­но­му импе­ра­тор­ско­му воль­ноот­пу­щен­ни­ку Мар­ку Уль­пию Кротон­ско­му. Этот обшир­ный бога­тый уча­сток с колод­цем, ого­ро­жен­ный сте­ной и заса­жен­ный вино­гра­дом, был открыт в 1792—1793 г. Робер­том Фага­ном, талант­ли­вым, но не имев­шим успе­ха худож­ни­ком, а так­же дипло­ма­том, шпи­о­ном, любов­ни­ком коро­ле­вы Неа­по­ля, архео­ло­гом и про­дав­цом древ­но­стей, полу­чив­шим пап­скую лицен­зию на рас­коп­ки в Риме и всем Пап­ском государ­стве (изве­стен, в част­но­сти, сво­ей наход­кой ста­туи Вене­ры, тип Вене­ры Капи­то­лий­ской, ныне в Бри­тан­ском музее). Лицен­зию на рас­коп­ки в вино­град­ни­ке мона­сты­ря Сан-Себастья­но полу­чил у мона­хов-цистер­ци­ан­цев патрон Фага­на, сэр Энд­рю Кор­бет Кор­бет, путе­ше­ст­во­вав­ший в те годы по Ита­лии со сво­ей супру­гой, кото­рый наде­ял­ся укра­сить наход­ка­ми свой заго­род­ный особ­няк Эддер­ли Холл в Англии.

Позд­нее, в 1804—1806 гг., Фаган высту­пал в каче­стве посред­ни­ка, пере­про­дав­ше­го Вати­ка­ну по льгот­ным ценам пред­ме­ты рим­ской антич­но­сти, кон­фис­ко­ван­ные и выве­зен­ные из Рима Напо­лео­ном в 1798—99 годах. В чис­ле выкуп­лен­ных обрат­но Вати­ка­ном при уча­стии Фага­на были и семь пред­ме­тов из гроб­ни­цы Клав­дии Семне. В тече­ние несколь­ких лет являл­ся Гене­раль­ным кон­су­лом Сици­лии и Маль­ты, начал рас­коп­ки в Сели­нун­те. Покон­чил с собой из-за финан­со­вых про­блем, выб­ро­сив­шись из окна в Риме в 1816 г.

На участ­ке был рас­по­ло­жен мав­зо­лей, в нишах кото­ро­го нахо­ди­лись ста­туи и бюст Клав­дии Семне, покой­ной супру­ги Мар­ка, а так­же скульп­тур­ные порт­ре­ты их рано умер­ше­го сына Мар­ка: три — в пол­ный рост и один бюст, пред­став­лен­ный на дан­ном сним­ке. Ста­туи и над­пи­си отно­сят­ся к кон­цу прав­ле­ния Тра­я­на — нача­лу эпо­хи Адри­а­на. Позд­нее терри­то­рия участ­ка пере­шла в соб­ст­вен­ность импе­ра­то­ра Мак­сен­ция. В резуль­та­те хищ­ни­че­ских рас­ко­пок Фага­на, пре­сле­до­вав­ше­го един­ст­вен­ную цель — охоту за антич­ной скульп­ту­рой — от стро­е­ний и топо­гра­фии участ­ка не оста­лось и следа. Сох­ра­ни­лись рисун­ки и гра­вю­ры Кар­ло Лаб­руц­ци, сде­лан­ные им в про­цес­се рас­ко­пок, из кото­рых мож­но соста­вить пред­став­ле­ние о мав­зо­лее. Все наход­ки были в раз­ные годы рас­про­да­ны раз­ным поку­па­те­лям, ока­зав­шись в Музе­ях Вати­ка­на, Лув­ре, палац­цо и вил­ле Тор­ло­ниа и вил­ле Алба­ни. Бюст Мар­ка Уль­пия-мл. и алтарь Элии Про­ку­лы, посвя­щен­ный Диане (Ma 1633), с это­го же участ­ка, были при­об­ре­те­ны Напо­лео­ном в 1797 г., пред­по­ло­жи­тель­но, у Робер­та Фага­на и пере­прав­ле­ны в Лувр. Дан­ное обсто­я­тель­ство объ­яс­ня­ет, поче­му бюст и алтарь позд­нее не были под­верг­ну­ты репа­три­а­ции и оста­лись во Фран­ции.

На этом участ­ке воль­ноот­пу­щен­ник Марк Уль­пий Кротон­ский похо­ро­нил сна­ча­ла супру­гу, а затем сына. Без­утеш­ный в сво­ем горе, он уст­ро­ил бога­тый мав­зо­лей, содер­жав­ший урны с пра­хом покой­ных и их мно­го­чис­лен­ные скульп­тур­ные изо­бра­же­ния. Сле­дов погре­бе­ния само­го гла­вы этой неболь­шой семьи обна­ру­же­но не было. Вско­ре на участ­ке появи­лись захо­ро­не­ния дру­гих воль­ноот­пу­щен­ни­ков Тра­я­на и Адри­а­на.

Мать покой­но­го юно­ши, Клав­дия Семне, судя по име­ни, гре­чан­ка (греч. semnos — досто­по­чтен­ный, свя­щен­ный, вели­ко­леп­ный), явля­лась супру­гой воль­ноот­пу­щен­ни­ка импе­ра­то­ра Мар­ка Уль­пия Тра­я­на. Ста­туи пред­став­ля­ли ее в обра­зе трех богинь (in formam deorum): Фор­ту­ны (Fortuna), Надеж­ды (Spes) и Вене­ры (Venus). Стиль ее при­чес­ки соот­вет­ст­ву­ет тако­во­му у Пом­пеи Пло­ти­ны, супру­ги импе­ра­то­ра Тра­я­на.

Ког­но­мен Crotonensis может ука­зы­вать на то, что супру­же­ская пара пере­се­ли­лась в Рим из горо­да Крото­на на калаб­рий­ском побе­ре­жье Апен­нин­ско­го полу­ост­ро­ва, ранее вхо­див­ше­го в область Вели­кой Гре­ции. Их пер­ве­нец, сво­бод­но­рож­ден­ный сын Марк Уль­пий Тра­ян, умер вско­ре после мате­ри, не достиг­нув 20 лет. Его изо­бра­же­ния были иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны по над­пи­си на цоко­ле одной из ста­туй (CIL VI. 15595):

M ULPIO / M FIL PAL / CROTONENSI / ANNOR XVIII / MENS III DIER XV / CROTONENSIS / AUG LIB / FIL DULCISSIMO.

Мар­ку Уль­пию Кротон­ско­му, сыну Мар­ка из Пала­тин­ской три­бы, (про­жив­ше­му) 18 лет, три меся­ца и 15 дней. (Марк Уль­пий) Кротон­ский, воль­ноот­пу­щен­ник авгу­ста, (поста­вил этот памят­ник) слад­чай­ше­му сыну.

Две ста­туи из музеев Вати­ка­на, дол­гое вре­мя сто­яв­шие во дво­ре Бель­веде­ра, а затем пере­ме­щен­ные внутрь, изо­бра­жа­ют юно­шу в пол­ный рост как рим­ско­го граж­да­ни­на, в тоге и в обу­ви всад­ни­ка, со свит­ком в руке. Третья, утра­чен­ная, пред­став­ля­ла покой­но­го в обра­зе полу­об­на­жен­но­го героя. Сох­ра­ни­лось ее крат­кое опи­са­ние, сде­лан­ное в 1793 г. Эннио Кви­ри­но Вис­кон­ти, дирек­то­ром и анти­ква­ром Капи­то­лий­ских музеев. В ката­ло­ге Вис­кон­ти содер­жит­ся пере­чень и опи­са­ния 15 арте­фак­тов, най­ден­ных на этом участ­ке, вклю­чая фраг­мент сар­ко­фа­га, погре­баль­ные алта­ри (сре­ди них извест­ный алтарь Элии Про­ку­лы) и над­пи­си вре­мен Тра­я­на и Адри­а­на, не име­ю­щие пря­мо­го отно­ше­ния к семей­ству Мар­ка Кротон­ско­го. Ката­лог при­веден в кни­ге Кар­ло Феа, вышед­шей в свет в 1836 г. (Кар­ло Феа — хра­ни­тель биб­лио­те­ки Киджи, при­няв­ший эту долж­ность от Вис­кон­ти в 1793 г.).

Соглас­но опи­са­нию Вис­кон­ти, на пле­чи юно­ши была наки­ну­та неболь­шая хла­мида, а у ног его сто­я­ла соба­ка, что поз­во­ли­ло опре­де­лить прото­тип героя как Меле­а­г­ра или Адо­ни­са. Худо­же­ст­вен­ное каче­ство этой скульп­ту­ры Вис­кон­ти счел посред­ст­вен­ным, усту­паю­щим ста­ту­ям в тогах. Упо­ми­ная о бюсте, Вис­кон­ти отме­тил его пол­ное порт­рет­ное сход­ство с тре­мя ста­ту­я­ми, одна­ко заме­тил, что сам лич­но его не видел: «Busto giovanile col ritratto stesso. Questo non l’ho ancora veduto». Отсут­ст­вие подоб­но­го заме­ча­ния в доста­точ­но пол­ном опи­са­нии ста­туи юно­ши-героя поз­во­ля­ет сде­лать вывод, что в 1793 г. она была доступ­на для осмот­ра в Риме. Вис­кон­ти с сожа­ле­ни­ем сооб­ща­ет, что над­пи­си, алта­ри и ста­туи, най­ден­ные на этом участ­ке, разо­шлись по раз­ным кол­лек­ци­ям.


Литература:
1. Fèa, Carlo. Miscellanea filologica critica e antiquaria dell’avvocato Carlo Fea. Tomo secondo, che contiene specialmente notizie di scavi di antichità ordinato da Antonio Fea. Roma, 1836. P. 61—68.
2. I. Bignamini, A Claridge. The Tomb of Claudia Semne and Excavations in Eighteenth-Century Rome. Papers of the British School at Rome, Vol. 66 (1998), pp. 215—244.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2018 г. Пер. с лат. и сопроводительный текст: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные надгробие памятник портрет портреты портретный портретная бюст мужской мужская мужчины мужчина мрамор юноша юноши из коллекции коллекция роберта фагана роберт фаган молодой молодого юный юного с виа аппиа аппиева дорога аппиевой дороги via appia марк ульпий кротонский кротона marcus ulpius crotonensis клавдия семне claudia semne сэр корбет sir corbet инв № mr 599 ma 1002