Портрет Августы Галерии Валерии, супруги императора Галерия, в тондо
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»).Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.Салоники, Археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Портрет Августы Галерии Валерии, супруги императора Галерия, в тондо.
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»).
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Салоники, Археологический музей.
Описание:
Так называемая Малая арка Галерия в Фессалониках (ныне в Археологическом музее) не была предназначена для общественной территории. Она находилась в перистиле дворца и потому была доступна для обозрения ограниченному кругу людей. На фронтальной поверхности арки имеются два тондо, поддерживаемых фигурами персов, что служит напоминанием о персидском триумфе Галерия. В одном тондо заключен бюстовый портрет императора Галерия, а в другом — изображение богини города Тюхе (Tyche) или Фортуны, женской фигуры, увенчанной башенной короной (corona muralis). Следы резца вокруг головы Тюхе свидетельствуют о том, что изображение было подвергнуто переработке. Расположение борозд от резца позволяет сделать вывод о том, что первоначальный персонаж имел более пышную шевелюру. Резонно предположить, что это был портрет супруги Галерия, Галерии Валерии, дочери Диоклетиана. Такое предположение может быть подкреплено сведениями о других монументах Тетрархии. Так например, на внутреннем фризе мавзолея Диоклетиана в Сплите выдаются два тондо с портретами императора и императрицы.
Портрет на Малой арке в Фессалониках, по-видимому, был создан после 308 г., когда Валерия была возведена в достоинство августы, и подвергся переработке после смерти Галерия (311 г.), точнее, в 314 г., после того как императрица была казнена соправителем императора Константина Лицинием. Нельзя, однако, полностью исключить и того, императрица была уничтожена in effigio до ее физического устранения.
Подход, примененный к арке Галерия, отличается от более ранних примеров, когда удаление ставшего нежелательным изображения оставляло после себя красноречивые следы. Данную стратегию можно определить как иконографическую реинтерпретацию: с первого взгляда зритель не может заподозрить подмену, а рельеф воспринимается как художественное отражение программы императора, как выражение его связи с городом и его богиней Тюхе. Переработка превратила образ Валерии на арке из портрета конкретной личности в персонификацию, замаскировав тем самым политические мотивы, по которым она была предпринята.
После смерти супруга Галерия Валерия переехала ко двору Максимина Дайя. Из-за отказа выйти за него замуж, она вместе с матерью была сослана в Сирию. Диоклетиан просил вернуть ее, но Максимин Дайя отказал ему. Политическая интрига 311-312 годов описана Лактанцием:
… статуи Максимиана Старшего сбрасывались на землю по приказу Константина, и все его изображения уничтожались. Но поскольку двое стариков ( Максимиан и Диоклетиан) обычно изображались вместе, это привело к тому, что одновременно уничтожались и изображения второго из них. Диоклетиан имел возможность наблюдать за этим при жизни, чего раньше не случалось ни с одним императором.
Портрет Валерии мог быть подвергнут переработке очень быстро, поскольку ее казнили в Фессалониках (Валерию также опознали в Фессалониках. Ее задержали и казнили вместе с ее матерью. Им отрубили головы, а тела сбросили в море). Подобный унизительный акт исключал возможность достойного погребения.
Портрет на Малой арке в Фессалониках, по-видимому, был создан после 308 г., когда Валерия была возведена в достоинство августы, и подвергся переработке после смерти Галерия (311 г.), точнее, в 314 г., после того как императрица была казнена соправителем императора Константина Лицинием. Нельзя, однако, полностью исключить и того, императрица была уничтожена in effigio до ее физического устранения.
Подход, примененный к арке Галерия, отличается от более ранних примеров, когда удаление ставшего нежелательным изображения оставляло после себя красноречивые следы. Данную стратегию можно определить как иконографическую реинтерпретацию: с первого взгляда зритель не может заподозрить подмену, а рельеф воспринимается как художественное отражение программы императора, как выражение его связи с городом и его богиней Тюхе. Переработка превратила образ Валерии на арке из портрета конкретной личности в персонификацию, замаскировав тем самым политические мотивы, по которым она была предпринята.
После смерти супруга Галерия Валерия переехала ко двору Максимина Дайя. Из-за отказа выйти за него замуж, она вместе с матерью была сослана в Сирию. Диоклетиан просил вернуть ее, но Максимин Дайя отказал ему. Политическая интрига 311-312 годов описана Лактанцием:
… статуи Максимиана Старшего сбрасывались на землю по приказу Константина, и все его изображения уничтожались. Но поскольку двое стариков ( Максимиан и Диоклетиан) обычно изображались вместе, это привело к тому, что одновременно уничтожались и изображения второго из них. Диоклетиан имел возможность наблюдать за этим при жизни, чего раньше не случалось ни с одним императором.
Портрет Валерии мог быть подвергнут переработке очень быстро, поскольку ее казнили в Фессалониках (Валерию также опознали в Фессалониках. Ее задержали и казнили вместе с ее матерью. Им отрубили головы, а тела сбросили в море). Подобный унизительный акт исключал возможность достойного погребения.
Bente Kiirlerich. Defacement and Replacement as Political Strategies in Ancient and Byzantine Ruler Images. In: Kristine Kolrud, Marina Prusak (ed.). Iconoclasm from Antiquity to Modernity.
Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2018. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2018. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин.