Портрет Августы Галерии Валерии, супруги императора Галерия, в тондо
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»).
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Салоники, Археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Портрет Августы Галерии Валерии, супруги императора Галерия, в тондо.

Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»).
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.

Салоники, Археологический музей.

Описание:
Так назы­вае­мая Малая арка Гале­рия в Фес­са­ло­ни­ках (ныне в Архео­ло­ги­че­ском музее) не была пред­на­зна­че­на для обще­ст­вен­ной терри­то­рии. Она нахо­ди­лась в пери­сти­ле двор­ца и пото­му была доступ­на для обо­зре­ния огра­ни­чен­но­му кру­гу людей. На фрон­таль­ной поверх­но­сти арки име­ют­ся два тон­до, под­дер­жи­вае­мых фигу­ра­ми пер­сов, что слу­жит напо­ми­на­ни­ем о пер­сид­ском три­ум­фе Гале­рия. В одном тон­до зак­лю­чен бюсто­вый порт­рет импе­ра­то­ра Гале­рия, а в дру­гом — изо­бра­же­ние боги­ни горо­да Тюхе (Tyche) или Фор­ту­ны, жен­ской фигу­ры, увен­чан­ной башен­ной коро­ной (corona muralis). Следы рез­ца вокруг голо­вы Тюхе свиде­тель­ст­ву­ют о том, что изо­бра­же­ние было под­верг­ну­то пере­ра­бот­ке. Рас­по­ло­же­ние борозд от рез­ца поз­во­ля­ет сде­лать вывод о том, что пер­во­на­чаль­ный пер­со­наж имел более пыш­ную шеве­лю­ру. Резон­но пред­по­ло­жить, что это был порт­рет супру­ги Гале­рия, Гале­рии Вале­рии, доче­ри Дио­кле­ти­а­на. Такое пред­по­ло­же­ние может быть под­креп­ле­но сведе­ни­я­ми о дру­гих мону­мен­тах Тет­рар­хии. Так напри­мер, на внут­рен­нем фри­зе мав­зо­лея Дио­кле­ти­а­на в Спли­те выда­ют­ся два тон­до с порт­ре­та­ми импе­ра­то­ра и импе­ра­три­цы.
Порт­рет на Малой арке в Фес­са­ло­ни­ках, по-види­мо­му, был создан после 308 г., когда Вале­рия была воз­веде­на в досто­ин­ство авгу­сты, и под­верг­ся пере­ра­бот­ке после смер­ти Гале­рия (311 г.), точ­нее, в 314 г., после того как импе­ра­три­ца была каз­не­на соп­ра­ви­те­лем импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Лици­ни­ем. Нель­зя, одна­ко, пол­но­стью иск­лю­чить и того, импе­ра­три­ца была уни­что­же­на in effigio до ее физи­че­ско­го уст­ра­не­ния.
Под­ход, при­ме­нен­ный к арке Гале­рия, отли­ча­ет­ся от более ран­них при­ме­ров, когда уда­ле­ние став­ше­го неже­ла­тель­ным изо­бра­же­ния остав­ля­ло после себя крас­но­ре­чи­вые следы. Дан­ную стра­те­гию мож­но опре­де­лить как ико­но­гра­фи­че­скую реин­тер­пре­та­цию: с пер­во­го взгляда зри­тель не может запо­до­зрить под­ме­ну, а рельеф вос­при­ни­ма­ет­ся как худо­же­ст­вен­ное отра­же­ние про­грам­мы импе­ра­то­ра, как выра­же­ние его свя­зи с горо­дом и его боги­ней Тюхе. Пере­ра­бот­ка пре­вра­ти­ла образ Вале­рии на арке из порт­ре­та кон­крет­ной лич­но­сти в пер­со­ни­фи­ка­цию, замас­ки­ро­вав тем самым поли­ти­че­ские моти­вы, по кото­рым она была пред­при­ня­та.
После смер­ти супру­га Гале­рия Вале­рия пере­еха­ла ко дво­ру Мак­си­ми­на Дайя. Из-за отка­за вый­ти за него замуж, она вме­сте с мате­рью была сос­ла­на в Сирию. Дио­кле­ти­ан про­сил вер­нуть ее, но Мак­си­мин Дайя отка­зал ему. Поли­ти­че­ская интри­га 311-312 годов опи­са­на Лак­тан­ци­ем:
… ста­туи Мак­си­ми­а­на Стар­ше­го сбра­сы­ва­лись на зем­лю по при­ка­зу Кон­стан­ти­на, и все его изо­бра­же­ния уни­что­жа­лись. Но посколь­ку двое ста­ри­ков ( Мак­си­ми­ан и Дио­кле­ти­ан) обыч­но изо­бра­жа­лись вме­сте, это при­ве­ло к тому, что одно­вре­мен­но уни­что­жа­лись и изо­бра­же­ния вто­ро­го из них. Дио­кле­ти­ан имел воз­мож­ность наблюдать за этим при жиз­ни, чего рань­ше не слу­ча­лось ни с одним импе­ра­то­ром.
Порт­рет Вале­рии мог быть под­верг­нут пере­ра­бот­ке очень быст­ро, посколь­ку ее каз­ни­ли в Фес­са­ло­ни­ках (Вале­рию так­же опо­зна­ли в Фес­са­ло­ни­ках. Ее задер­жа­ли и каз­ни­ли вме­сте с ее мате­рью. Им отру­би­ли голо­вы, а тела сбро­си­ли в море). Подоб­ный уни­зи­тель­ный акт иск­лю­чал воз­мож­ность достой­но­го погре­бе­ния.

Bente Kiirlerich. Defacement and Replacement as Political Strategies in Ancient and Byzantine Ruler Images. In: Kristine Kolrud, Marina Prusak (ed.). Iconoclasm from Antiquity to Modernity.


Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2018. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: архитектура architectura скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие рельеф имперский греция graecia портрет портреты портретный портретная римский мрамор малая арка августы галерии валерии августа галерия валерия галерий октагон тондо тихе тюхе фортуна башенная корона