Герма Мойрагена, сына Драмокла
Мрамор. Время Адриана.Афины, Археологический музей древней Агоры

Герма Мойрагена, сына Драмокла.

Мрамор. Время Адриана.

Афины, Археологический музей древней Агоры.

Происхождение:
Най­де­на в цистерне, к югу от Гефе­сти­о­на.

Описание:
В гре­че­ском порт­ре­те вре­ме­ни Адри­а­на наблюда­ют­ся раз­лич­ные тен­ден­ции. Мно­гие его обра­зы сле­ду­ют худо­же­ст­вен­ным направ­ле­ни­ям рим­ско­го сто­лич­но­го порт­ре­та. Об этом гово­рят мно­го­чис­лен­ные бюсты Адри­а­на, выпол­нен­ные в Гре­ции. Одна­ко в ряде из них, най­ден­ных при рас­коп­ках в Афи­нах, надо отме­тить неко­то­рое отста­ва­ние от рим­ско­го порт­ре­та. Тако­ва, напри­мер, гер­ма, най­ден­ная в цистерне, к югу от Гефе­сти­о­на; она изо­бра­жа­ет, судя по над­пи­си, неко­е­го Мой­ра­ге­на, сына Дра­мок­ла. Гер­ма отно­сит­ся к позд­не­ад­ри­а­нов­ско­му вре­ме­ни, но бри­тое лицо с мор­щи­на­ми на лбу и глу­бо­ки­ми склад­ка­ми око­ло носа по сво­е­му типу близ­ко порт­ре­там вре­ме­ни Тра­я­на, хотя моде­ли­ров­ка его [с.60] зна­чи­тель­но мяг­че, а глу­бо­ко сидя­щие гла­за име­ют про­бу­рав­лен­ные зрач­ки. Воло­сы Мой­ра­ге­на под­стри­же­ны в мане­ре, напо­ми­наю­щей вре­ме­на Юли­ев-Клав­ди­ев, но испол­не­ны несколь­ко ина­че, лег­кой гра­ви­ров­кой, харак­тер­ной уже для вре­ме­ни Адри­а­на. Воз­вра­ще­ние к неко­то­рым скульп­тур­ным при­е­мам более ран­не­го вре­ме­ни мож­но видеть и в дру­гом инте­рес­ном памят­ни­ке — най­ден­ной в Афи­нах над­гроб­ной сте­ле с изо­бра­же­ни­ем неко­е­го сирий­ца Дамас­ке­на, о чем гово­рит над­пись на сте­ле. Дамас­кен пред­став­лен сто­я­щим во весь рост, в тоге и сан­да­ли­ях. Его бри­тое лицо напо­ми­на­ет харак­тер­ные обра­зы тра­я­нов­ских порт­ре­тов, хотя по сти­лю эта сте­ла дати­ру­ет­ся вре­ме­нем Адри­а­на. Эти при­ме­ры пока­зы­ва­ют, что дале­ко не все порт­ре­ты, выпол­нен­ные в Гре­ции в рас­смат­ри­вае­мую эпо­ху, сле­до­ва­ли клас­си­ци­зи­ру­ю­ще­му направ­ле­нию офи­ци­аль­но­го рим­ско­го порт­ре­та, выра­жав­ше­му лич­ные вку­сы Адри­а­на и свя­зан­ных с ним кру­гов рим­ской зна­ти.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 59—60, илл. 100.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие римский римская римские герма herma портрет портреты портретный портретная мрамор мужской мойрагена мойраген moiragenes сына драмокла