Герма Мойрагена, сына Драмокла
Мрамор. Время Адриана.Афины, Археологический музей древней Агоры
Герма Мойрагена, сына Драмокла.
Мрамор. Время Адриана.
Афины, Археологический музей древней Агоры.
Происхождение:
Найдена в цистерне, к югу от Гефестиона.
Описание:
В греческом портрете времени Адриана наблюдаются различные тенденции. Многие его образы следуют художественным направлениям римского столичного портрета. Об этом говорят многочисленные бюсты Адриана, выполненные в Греции. Однако в ряде из них, найденных при раскопках в Афинах, надо отметить некоторое отставание от римского портрета. Такова, например, герма, найденная в цистерне, к югу от Гефестиона; она изображает, судя по надписи, некоего Мойрагена, сына Драмокла. Герма относится к позднеадриановскому времени, но бритое лицо с морщинами на лбу и глубокими складками около носа по своему типу близко портретам времени Траяна, хотя моделировка его [с.60] значительно мягче, а глубоко сидящие глаза имеют пробуравленные зрачки. Волосы Мойрагена подстрижены в манере, напоминающей времена Юлиев-Клавдиев, но исполнены несколько иначе, легкой гравировкой, характерной уже для времени Адриана. Возвращение к некоторым скульптурным приемам более раннего времени можно видеть и в другом интересном памятнике — найденной в Афинах надгробной стеле с изображением некоего сирийца Дамаскена, о чем говорит надпись на стеле. Дамаскен представлен стоящим во весь рост, в тоге и сандалиях. Его бритое лицо напоминает характерные образы траяновских портретов, хотя по стилю эта стела датируется временем Адриана. Эти примеры показывают, что далеко не все портреты, выполненные в Греции в рассматриваемую эпоху, следовали классицизирующему направлению официального римского портрета, выражавшему личные вкусы Адриана и связанных с ним кругов римской знати.
Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 59—60, илл. 100.