Статуя Неокла, сына Геродора, из Анапы
Мрамор. 187 г.Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Статуя Неокла, сына Геродора, из Анапы.

Мрамор. 187 г.

Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Происхождение:
Най­де­на в 1939 г. в Ана­пе.

Описание:
С мало­азий­ской шко­лой скульп­ту­ры, несо­мнен­но, свя­зан выдаю­щий­ся памят­ник искус­ства рас­смат­ри­вае­мой эпо­хи, най­ден­ный в 1939 году на дале­кой пери­фе­рии рим­ско­го мира, на терри­то­рии Бос­пор­ско­го цар­ства, в горо­де Гор­гип­пии (совре­мен­ной Ана­пе)*. Рядом со ста­ту­ей, хра­ня­щей­ся теперь в Государ­ст­вен­ном музее изо­бра­зи­тель­ных искусств име­ни А.С. Пуш­ки­на, были най­де­ны облом­ки над­пи­си, веро­ят­но к ней отно­ся­щи­е­ся. Над­пись сооб­ща­ет, что Геро­дор, пра­ви­тель Гор­гип­пии, поста­вил эту ста­тую отцу сво­е­му Нео­клу, сыну Геро­до­ра, в 187 году н. э. Внеш­ность изо­бра­жен­но­го свиде­тель­ст­ву­ет, что перед нами — отнюдь не грек или рим­ля­нин, а пред­ста­ви­тель мест­но­го насе­ле­ния, муж­чи­на сред­них лет, в туни­ке и длин­ном, зак­ры­ваю­щем всю фигу­ру пла­ще; он сто­ит в тра­ди­ци­он­ной позе гре­че­ско­го ора­то­ра: пра­вая рука зало­же­на за склад­ку пла­ща, левая опу­ще­на вниз. Голо­ва более объ­ем­на, чем фигу­ра. Лицо, обрам­лен­ное корот­кой боро­дой, напо­ми­на­ет анто­ни­нов­ские порт­ре­ты испол­не­ни­ем глаз, полу­за­кры­тых верх­ни­ми века­ми, с выре­зан­ным зрач­ком, а так­же куд­ря­вой боро­дой. Но воло­сы, падаю­щие на лоб почти пря­мы­ми прядя­ми и зак­ры­ваю­щие уши, длин­ные, опу­щен­ные кни­зу усы и самый тип несколь­ко плос­ко­го, широ­ко­ску­ло­го лица харак­тер­ны для мест­ных жите­лей. О при­над­леж­но­сти изо­бра­жен­но­го к чис­лу мест­ной зна­ти свиде­тель­ст­ву­ет и мас­сив­ная грив­на, завер­шаю­ща­я­ся зме­и­ны­ми голов­ка­ми, и меда­льон с голов­кой быка на его шее — зна­ки вла­сти у вар­вар­ских пле­мен, нико­гда не при­ме­няв­ши­е­ся ни рим­ля­на­ми, ни гре­ка­ми. Фигу­ра Нео­к­ла отли­ча­ет­ся от антич­ных скульп­тур сво­и­ми про­пор­ци­я­ми, плос­кост­но­стью и неко­то­рой гра­фич­но­стью испол­не­ния. Мож­но пред­по­ло­жить, что эта скульп­ту­ра была выпол­не­на на Бос­по­ре при­ез­жим масте­ром-гре­ком, ско­рее все­го мало­азий­цем, отра­зив­шим в сво­ем про­из­веде­нии тра­ди­ции мест­но­го искус­ства. Но отсут­ст­вие доста­точ­но­го мате­ри­а­ла не поз­во­ля­ет нам утвер­ждать это с уве­рен­но­стью. Нель­зя иск­лю­чать и воз­мож­ность ее изготов­ле­ния, по зака­зу бос­пор­ско­го пра­ви­те­ля, в одном из мало­азий­ских цен­тров, со скульп­ту­рой кото­рых она име­ет мно­го обще­го. Эта ста­туя инте­рес­на как дока­за­тель­ство широ­ко­го рас­про­стра­не­ния тра­ди­ций анто­ни­нов­ско­го порт­ре­та на всю терри­то­рию антич­но­го мира, вплоть до дале­ких его окра­ин.
——————
* Гор­гип­пия была сто­ли­цей государ­ства син­дов, насе­ляв­ших юго-запад­ную часть Таман­ско­го полу­ост­ро­ва. В IV в. до н. э. ста­ла частью Бос­пор­ско­го цар­ства.

Источники:
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский скульптура скульптурный sculptura римская римские статуя статуи statua statuae мрамор мужской неокла из анапы неокл мужчина