Римская копия II в. н. э. родосско-малоазийского образца II в. до н. э.Инв. № 694.Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси» Фото: И. А. Шурыгин
Афродита Сиракузская (Афродита Ландолина).
Римская копия II в. н. э. родосско-малоазийского образца II в. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
Вместе со статуей были найдены обломки колонн и прочие фрагменты архитектурных сооружений, составлявших, по предположению Паоло Орси, монументальное сооружение типа нимфея. Убедительных оснований для точной идентификации здания, в котором была установлена статуя, не имеется. Находка вызвала невероятный резонанс не только в городе, но и на всем острове (достаточно сказать, что генерал-губернатор Сицилии потребовал перевезти ее в Палермо, что, однако, не было сделано). Статуя была выставлена в архиепископском дворце Сиракуз (ныне Музей древностей), где ее могли видеть многочисленные путешественники, посещавшие город специально ради нее. Среди них был известнейший французский писатель Ги де Мопассан, который с невероятным энтузиазмом описал статую: «Это не Венера Милосская, женщина, воспеваемая поэтами, женщина идеализированная, женщина божественная и великолепная; это воплощение женской сути, женщина, которую любишь, которую желаешь, которую мечтаешь сжать в объятьях».
Предложенная первыми исследователями идентификация статуи, как объекта поклонения в святилище Афродиты Каллипиги в Атенеуме, представляется сомнительной. В качестве основания ссылались на рельеф из театра (инв. № 838), на котором изображена фигура, похожая на Венеру Ландолина, однако подтверждения эта теория не получила.
Венера Ландолина — римская работа, копия эллинистического оригинала, чья иконография является одним из вариантов типа Афродиты Анадиомены («выходящей из моря»), которая, в свою очередь, восходит к известнейшей Афродите Книдской Праксителя — первому изображению обнаженной богини красоты (середина IV в. до н. э.). Дельфин у ее левой ноги напоминает о морском происхождении богини или о ее священном купании.
Датировка и место изготовления статуи являются предметом дискуссии среди специалистов. Большинство исследователей разделяют точку зрения Антонио Джулиано, согласно которой римская копия была превосходно выполнена во II веке н. э. с оригинала, созданного во II в. до н. э. (по другому мнению, в I в. до н. э.) в родосско-малоазийской мастерской, что следует из тщательной проработки деталей, особенно тыльной поверхности.
Об островном происхождении оригинала говорят также и колористические элементы, создаваемые контрастом между обнаженным телом и драпировкой. Типично эллинистическим является легкий разворот торса, создающий «барочный» эффект, равно как и впечатление игривости, возникающее от ложной стыдливости, с одной стороны, и вызывающей чувственности, с другой.
Тип Ландолина высоко ценился римской аристократией, на что указывают найденные многочисленные варианты этой статуи (один из них недавно был обнаружен в Марсале). Многие из них использовались в качестве декора садов и фонтанов. Примером может служить статуя Венеры в галерее Боргезе.
В том же месте, где позднее была найдена Венера, 7 декабря 1803 г. была раскопана статуя Асклепия (инв. № 696). Если принять, что на этом месте располагался нимфей, обнаружение Асклепия не вызывает удивления. Статуи Асклепия и Гигиеи, богини здоровья, нередко устанавливали рядом с источниками вод, признанных целебными, а также в термах и нимфеях, где они выполняли декоративную функцию (например, в Риме, Остии, Апамее, Цезарии Приморской).
ВЕНЕРА ЛАНДОЛИНА
Обнаженная женская фигура натуральных размеров. Правая нога согнута в колене. Голова отсутствует, была развернута влево, волосы были собраны и уложены как у Венеры Медичи. Левое плечо опущено вдоль туловища, ладонь удерживает складки драпировки, прикрывающие лоно. Богатство драпировки вокруг ног, образующей подобие раковины, подчеркивает чувственность обнаженного тела с пышной грудью, которое будто рождается из складок ткани. Правая рука отломана; она была согнута в локте, ладонь стыдливо прикрывала левую грудь (на это указывают остатки опор на груди и левом плече). Чувственность, источаемая обнаженными частями тела и искусно подчеркнутая светотеневыми эффектами, «живость» плоти, создают впечатление скорее о смертной женщине, чем о богине. Слева от драпировки у ног богини виднеется маленький дельфин, стоящий на голове с поднятым вверх хвостом — намек на ее рождение из вод (греч. Анадиомена).
Согласно записи, сделанной в 1824 г. Марио Ландолина, сыном Саверио Ландолина, статуя Венеры Сиракузской была обнаружена на территории, принадлежавшей дону Джузеппе Массути. В каталоге музея, составленном Антонио Сольяно в 1876 г., этот участок носил название «Сад Буонавиа, прежде Испанский сад». Предположительно, статуя украшала нимфей, построенный у термального источника, обнаруженный Саверио Ландолина в 1804 г. Она стала жемчужиной археологической коллекции находок, сделанных на месте античной греческой колонии в Сиракузе, и свидетельством богатства и процветания поселения. Во времена, когда состоялось это открытие, история города находилась в центре всеобщего интереса — как ученых, так и рядовых граждан, поэтому находка была воспринята всеми как величайшая удача. Невзирая на распоряжение генерал-губернатора Сицилии князя ди Куто перевести Венеру в Палермо, горожане организовали специально для нее музей Отечества (впоследствии Национальный археологический музей), который был торжественно открыт в 1811 г. С 16 января 1988 г. статуя находится в экспозиции Национального археологического музея «Паоло Орси» (III уровень, сектор D, инв. № 694 (1885 г.)).