Афродита Сиракузская (Афродита Ландолина)
Белый мрамор греческих островов.
Римская копия II в. н. э. родосско-малоазийского образца II в. до н. э.
Инв. № 694.Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси» Фото: И. А. Шурыгин

Афродита Сиракузская (Афродита Ландолина).

Белый мрамор греческих островов.
Римская копия II в. н. э. родосско-малоазийского образца II в. до н. э.
Инв. № 694.

Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».

Происхождение:
Най­де­на в Сира­ку­зе (Акра­ди­на, Орто Бона­виа) 7 янва­ря 1804 г.

Описание:
Ста­тую «Вене­ры Ана­дио­ме­ны» (др.-греч. Ἀναδυομένη — выхо­дя­щая из моря) обна­ру­жил 7 янва­ря 1804 г. сира­куз­ский архео­лог Саве­рио Лан­до­ли­на на терри­то­рии сада Бона­виа (ныне Испан­ский сад) вбли­зи нынеш­не­го место­рас­по­ло­же­ния граж­дан­ско­го гос­пи­та­ля «Умбер­то I».

Вме­сте со ста­ту­ей были най­де­ны облом­ки колонн и про­чие фраг­мен­ты архи­тек­тур­ных соору­же­ний, состав­ляв­ших, по пред­по­ло­же­нию Пао­ло Орси, мону­мен­таль­ное соору­же­ние типа ним­фея. Убеди­тель­ных осно­ва­ний для точ­ной иден­ти­фи­ка­ции зда­ния, в кото­ром была уста­нов­ле­на ста­туя, не име­ет­ся. Наход­ка выз­ва­ла неве­ро­ят­ный резо­нанс не толь­ко в горо­де, но и на всем ост­ро­ве (доста­точ­но ска­зать, что гене­рал-губер­на­тор Сици­лии потре­бо­вал пере­вез­ти ее в Палер­мо, что, одна­ко, не было сде­ла­но). Ста­туя была выстав­ле­на в архи­епи­скоп­ском двор­це Сира­куз (ныне Музей древ­но­стей), где ее мог­ли видеть мно­го­чис­лен­ные путе­ше­ст­вен­ни­ки, посе­щав­шие город спе­ци­аль­но ради нее. Сре­ди них был извест­ней­ший фран­цуз­ский писа­тель Ги де Мопас­сан, кото­рый с неве­ро­ят­ным энту­зи­аз­мом опи­сал ста­тую: «Это не Вене­ра Милос­ская, жен­щи­на, вос­пе­вае­мая поэта­ми, жен­щи­на иде­а­ли­зи­ро­ван­ная, жен­щи­на боже­ст­вен­ная и вели­ко­леп­ная; это вопло­ще­ние жен­ской сути, жен­щи­на, кото­рую любишь, кото­рую жела­ешь, кото­рую меч­та­ешь сжать в объ­я­тьях».

Пред­ло­жен­ная пер­вы­ми иссле­до­ва­те­ля­ми иден­ти­фи­ка­ция ста­туи, как объ­ек­та пок­ло­не­ния в свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты Кал­ли­пи­ги в Ате­не­уме, пред­став­ля­ет­ся сомни­тель­ной. В каче­стве осно­ва­ния ссы­ла­лись на рельеф из теат­ра (инв. № 838), на кото­ром изо­бра­же­на фигу­ра, похо­жая на Вене­ру Лан­до­ли­на, одна­ко под­твер­жде­ния эта тео­рия не полу­чи­ла.

Вене­ра Лан­до­ли­на — рим­ская работа, копия элли­ни­сти­че­ско­го ори­ги­на­ла, чья ико­но­гра­фия явля­ет­ся одним из вари­ан­тов типа Афро­ди­ты Ана­дио­ме­ны («выхо­дя­щей из моря»), кото­рая, в свою оче­редь, вос­хо­дит к извест­ней­шей Афро­ди­те Книд­ской Пра­к­си­те­ля — пер­во­му изо­бра­же­нию обна­жен­ной боги­ни кра­соты (середи­на IV в. до н. э.). Дель­фин у ее левой ноги напо­ми­на­ет о мор­ском про­ис­хож­де­нии боги­ни или о ее свя­щен­ном купа­нии.

Дати­ров­ка и место изготов­ле­ния ста­туи явля­ют­ся пред­ме­том дис­кус­сии сре­ди спе­ци­а­ли­стов. Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей разде­ля­ют точ­ку зре­ния Анто­нио Джу­ли­а­но, соглас­но кото­рой рим­ская копия была пре­вос­ход­но выпол­не­на во II веке н. э. с ори­ги­на­ла, создан­но­го во II в. до н. э. (по дру­го­му мне­нию, в I в. до н. э.) в родос­ско-мало­азий­ской мастер­ской, что сле­ду­ет из тща­тель­ной про­ра­бот­ки дета­лей, осо­бен­но тыль­ной поверх­но­сти.

Об ост­ров­ном про­ис­хож­де­нии ори­ги­на­ла гово­рят так­же и коло­ри­сти­че­ские эле­мен­ты, созда­вае­мые кон­тра­стом меж­ду обна­жен­ным телом и дра­пи­ров­кой. Типич­но элли­ни­сти­че­ским явля­ет­ся лег­кий раз­во­рот тор­са, создаю­щий «бароч­ный» эффект, рав­но как и впе­чат­ле­ние игри­во­сти, воз­ни­каю­щее от лож­ной стыд­ли­во­сти, с одной сто­ро­ны, и вызы­ваю­щей чув­ст­вен­но­сти, с дру­гой.

Тип Лан­до­ли­на высо­ко ценил­ся рим­ской ари­сто­кра­ти­ей, на что ука­зы­ва­ют най­ден­ные мно­го­чис­лен­ные вари­ан­ты этой ста­туи (один из них недав­но был обна­ру­жен в Мар­са­ле). Мно­гие из них исполь­зо­ва­лись в каче­стве деко­ра садов и фон­та­нов. При­ме­ром может слу­жить ста­туя Вене­ры в гале­рее Бор­ге­зе.

В том же месте, где позд­нее была най­де­на Вене­ра, 7 декаб­ря 1803 г. была рас­ко­па­на ста­туя Аск­ле­пия (инв. № 696). Если при­нять, что на этом месте рас­по­ла­гал­ся ним­фей, обна­ру­же­ние Аск­ле­пия не вызы­ва­ет удив­ле­ния. Ста­туи Аск­ле­пия и Гиги­еи, боги­ни здо­ро­вья, неред­ко уста­нав­ли­ва­ли рядом с источ­ни­ка­ми вод, при­знан­ных целеб­ны­ми, а так­же в тер­мах и ним­фе­ях, где они выпол­ня­ли деко­ра­тив­ную функ­цию (напри­мер, в Риме, Остии, Апа­мее, Цеза­рии При­мор­ской).

Музей­ная аннота­ция

ВЕНЕРА ЛАНДОЛИНА

Обна­жен­ная жен­ская фигу­ра нату­раль­ных раз­ме­ров. Пра­вая нога согну­та в колене. Голо­ва отсут­ст­ву­ет, была раз­вер­ну­та вле­во, воло­сы были собра­ны и уло­же­ны как у Вене­ры Меди­чи. Левое пле­чо опу­ще­но вдоль туло­ви­ща, ладонь удер­жи­ва­ет склад­ки дра­пи­ров­ки, при­кры­ваю­щие лоно. Богат­ство дра­пи­ров­ки вокруг ног, обра­зу­ю­щей подо­бие рако­ви­ны, под­чер­ки­ва­ет чув­ст­вен­ность обна­жен­но­го тела с пыш­ной гру­дью, кото­рое буд­то рож­да­ет­ся из скла­док тка­ни. Пра­вая рука отло­ма­на; она была согну­та в лок­те, ладонь стыд­ли­во при­кры­ва­ла левую грудь (на это ука­зы­ва­ют остат­ки опор на груди и левом пле­че). Чув­ст­вен­ность, исто­чае­мая обна­жен­ны­ми частя­ми тела и искус­но под­черк­ну­тая све­то­те­не­вы­ми эффек­та­ми, «живость» пло­ти, созда­ют впе­чат­ле­ние ско­рее о смерт­ной жен­щине, чем о богине. Сле­ва от дра­пи­ров­ки у ног боги­ни вид­не­ет­ся малень­кий дель­фин, сто­я­щий на голо­ве с под­ня­тым вверх хво­стом — намек на ее рож­де­ние из вод (греч. Ана­дио­ме­на).

Соглас­но запи­си, сде­лан­ной в 1824 г. Марио Лан­до­ли­на, сыном Саве­рио Лан­до­ли­на, ста­туя Вене­ры Сира­куз­ской была обна­ру­же­на на терри­то­рии, при­над­ле­жав­шей дону Джу­зеп­пе Мас­су­ти. В ката­ло­ге музея, состав­лен­ном Анто­нио Солья­но в 1876 г., этот уча­сток носил наз­ва­ние «Сад Буо­на­виа, преж­де Испан­ский сад». Пред­по­ло­жи­тель­но, ста­туя укра­ша­ла ним­фей, пост­ро­ен­ный у тер­маль­но­го источ­ни­ка, обна­ру­жен­ный Саве­рио Лан­до­ли­на в 1804 г. Она ста­ла жем­чу­жи­ной архео­ло­ги­че­ской кол­лек­ции нахо­док, сде­лан­ных на месте антич­ной гре­че­ской коло­нии в Сира­ку­зе, и свиде­тель­ст­вом богат­ства и про­цве­та­ния посе­ле­ния. Во вре­ме­на, когда состо­я­лось это откры­тие, исто­рия горо­да нахо­ди­лась в цен­тре все­об­ще­го инте­ре­са — как уче­ных, так и рядо­вых граж­дан, поэто­му наход­ка была вос­при­ня­та все­ми как вели­чай­шая уда­ча. Нев­зи­рая на рас­по­ря­же­ние гене­рал-губер­на­то­ра Сици­лии кня­зя ди Куто пере­ве­сти Вене­ру в Палер­мо, горо­жане орга­ни­зо­ва­ли спе­ци­аль­но для нее музей Оте­че­ства (впо­след­ст­вии Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей), кото­рый был тор­же­ст­вен­но открыт в 1811 г. С 16 янва­ря 1988 г. ста­туя нахо­дит­ся в экс­по­зи­ции Нацио­наль­но­го архео­ло­ги­че­ско­го музея «Пао­ло Орси» (III уро­вень, сек­тор D, инв. № 694 (1885 г.)).

Antonio Randazzo

Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2018 г. Перевод с итал. И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca romana статуя статуи statua statuae афродита aphrodite венера venus белый греческий островной мрамор венера сиракузская из сиракуз анадиомена ландолина акрадина стыдливая целомудренная pudica обнаженная драпировка дельфин саверио ландолина сиракузы орто бонавиа инв № 694