Александрия. III в. до н. э.
15,7 × 11,8 см.Инв. №№ ГР-12678 / Ж. 291.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский
Камея Гонзага: Птолемей II Филадельф и Арсиноя II.
Александрия. III в. до н. э.
15,7 × 11,8 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
240. Камея Гонзага: парный портрет Птолемея II Филадельфа и Арсинои II
Александрия.
III в. до н. э.
Сардоникс трехслойный.
15,7 × 11,8 см.
Поступила в 1814 г. как дар Александру I от Жозефины Богарне в Мальмезоне.
Инв. № Ж. 291.
Царская чета представлена преображенной обожествлением: мастер изобразил их в момент «священного брака» — на голове царицы свадебный покров и лавровый венок, такой же венок надет на шлем царя, украшенный сверху звездой и крылатым драконом. На плечах правителя поверх панциря военачальника наброшена эгида Зевса, украшенная головами Медузы и Фобоса. Так резчик подчеркнул идеальный образ обожествленного царя-героя, сложившийся под впечатлением личности Александра Македонского.
Этот памятник — яркий и эффектный пример претворения династической темы в эллинистической глиптике. Геммы столь крупных размеров достаточно редки. Знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс называл камею прекраснейшей среди всех европейских гемм с парными портретами. Действительно, персонажи виртуозно вырезаны в куске трехслойного минерала безымянным александрийским мастером. В среднем белом слое помещены лица героев, в верхнем коричневом — оставлены шлем, волосы и эгида. Неравномерность расположения и окраски слоев камня, открывшаяся резчику при работе, позволила избежать монотонности в передаче лиц и вооружения. Мастерство в использовании разнообразной полировки и богатство градаций рельефа подчеркнули глубину и объемность изображения, придали особую живописность персонажам. Яркий, энергичный и мужественный профиль царя контрастирует со спокойствием и мягкостью черт женского лица.
Этот памятник в течение нескольких веков привлекал внимание известных ученых и антикваров (см. кат. № 502). Изображенные персонажи трактовались исследователями очень разнообразно. В них видели самых разных правителей древности: например, Августа и Ливию, Германика и Агриппину, Александра Македонского и его мать Олимпиаду. В настоящее время большинство исследователей считают царственную пару Птолемеем II и Арсиноей II.
Привлекают внимание не только уникальные размеры и художественные достоинства этого памятника, но и его история. Среди владельцев камеи были и знатные персоны, и знаменитые правители Европы. Известная под именем «камеи Гонзага», гемма была названа так по фамилии первых известных нам хозяев — герцогов Гонзага, правителей Мантуи. Первое письменное свидетельство о гемме можно найти в инвентаре 1542 г., содержащем описание коллекции Изабеллы д’Эсте, жены герцога Гонзага. В XVII в. камея находилась в собрании большой любительницы редкостей и древностей шведской королевы Христины, хранившей эту удивительную по красоте вещь в своих собственных покоях. Будучи большой поклонницей личности Александра Македонского, королева приняла имя Александра, а в изображенных на портрете персонажах она видела именно этого прославленного полководца и его мать Олимпиаду. После смерти Христины камея сменила множество владельцев, побывав в Риме в коллекции герцогов Одескальки и в Ватикане. В XIX в. она неожиданно обнаружилась недалеко от Парижа, в Мальмезоне — резиденции императрицы Жозефины, супруги Наполеона. Именно она после того, как Париж был занят войсками союзников в 1814 г., поднесла гемму в дар Александру I, который часто посещал Мальмезон и распорядился оставить Жозефине и ее детям значительную часть их состояния. Осенью того же, 1814 г., камея закончила свое долгое путешествие в Петербурге.
Литература:
Visconti E. Q. Iconographie grecque. Paris, 1808. T. 3. Pl. 53;
Максимова М. И. Камея Гонзага. Л., 1924;
Wirth G. Alexander der Grosse. Hamburg, 1973;
Неверов О. Я. Камея Гонзага. Из истории глиптики. Л., 1977;
Античные камеи в собрании Эрмитажа: Каталог / Вступит. статья и сост.
Неверов О. Я., Пиотровский М. Б. Эрмитаж: Собрания и собиратели. СПб., 1997. С. 102.
Текст: музейная табличка.
© 2007 г. Описание: Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Чистый лист, СПб, 2007. С. 228, кат. № 240.