Камея Гонзага: Птолемей II Филадельф и Арсиноя II
Сардоникс в новой серебряной оправе.
Александрия. III в. до н. э.
15,7 × 11,8 см.
Инв. №№ ГР-12678 / Ж. 291.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский

Камея Гонзага: Птолемей II Филадельф и Арсиноя II.

Сардоникс в новой серебряной оправе.
Александрия. III в. до н. э.
15,7 × 11,8 см.
Инв. №№ ГР-12678 / Ж. 291.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Дар Жозе­фи­ны Богарне Алек­сан­дру I, 1814 г.; ранее в собра­нии гер­цо­гов Гон­за­га, Рудоль­фа Габс­бур­га, Хри­сти­ны Швед­ской.

Описание:

240. Камея Гон­за­га: пар­ный порт­рет Пто­ле­мея II Фила­дель­фа и Арси­нои II

Алек­сан­дрия.
III в. до н. э.
Сар­до­никс трех­слой­ный.
15,7 × 11,8 см.

Посту­пи­ла в 1814 г. как дар Алек­сан­дру I от Жозе­фи­ны Богарне в Маль­ме­зоне.
Инв. № Ж. 291.

Цар­ская чета пред­став­ле­на пре­об­ра­жен­ной обо­жест­вле­ни­ем: мастер изо­бра­зил их в момент «свя­щен­но­го бра­ка» — на голо­ве цари­цы сва­деб­ный покров и лав­ро­вый венок, такой же венок надет на шлем царя, укра­шен­ный свер­ху звездой и кры­ла­тым дра­ко­ном. На пле­чах пра­ви­те­ля поверх пан­ци­ря вое­на­чаль­ни­ка набро­ше­на эгида Зев­са, укра­шен­ная голо­ва­ми Меду­зы и Фобоса. Так рез­чик под­черк­нул иде­аль­ный образ обо­жест­влен­но­го царя-героя, сло­жив­ший­ся под впе­чат­ле­ни­ем лич­но­сти Алек­санд­ра Македон­ско­го.

Этот памят­ник — яркий и эффект­ный при­мер пре­тво­ре­ния дина­сти­че­ской темы в элли­ни­сти­че­ской глип­ти­ке. Гем­мы столь круп­ных раз­ме­ров доста­точ­но ред­ки. Зна­ме­ни­тый фла­манд­ский худож­ник Питер Пауль Рубенс назы­вал камею пре­крас­ней­шей сре­ди всех евро­пей­ских гемм с пар­ны­ми порт­ре­та­ми. Дей­ст­ви­тель­но, пер­со­на­жи вир­ту­оз­но выре­за­ны в кус­ке трех­слой­но­го мине­ра­ла безы­мян­ным алек­сан­дрий­ским масте­ром. В сред­нем белом слое поме­ще­ны лица геро­ев, в верх­нем корич­не­вом — остав­ле­ны шлем, воло­сы и эгида. Нерав­но­мер­ность рас­по­ло­же­ния и окрас­ки сло­ев кам­ня, открыв­ша­я­ся рез­чи­ку при рабо­те, поз­во­ли­ла избе­жать монотон­но­сти в пере­да­че лиц и воору­же­ния. Мастер­ство в исполь­зо­ва­нии раз­но­об­раз­ной поли­ров­ки и богат­ство гра­да­ций релье­фа под­черк­ну­ли глу­би­ну и объ­ем­ность изо­бра­же­ния, при­да­ли осо­бую живо­пис­ность пер­со­на­жам. Яркий, энер­гич­ный и муже­ст­вен­ный про­филь царя кон­тра­сти­ру­ет со спо­кой­ст­ви­ем и мяг­ко­стью черт жен­ско­го лица.

Этот памят­ник в тече­ние несколь­ких веков при­вле­кал вни­ма­ние извест­ных уче­ных и анти­ква­ров (см. кат. № 502). Изо­бра­жен­ные пер­со­на­жи трак­то­ва­лись иссле­до­ва­те­ля­ми очень раз­но­об­раз­но. В них виде­ли самых раз­ных пра­ви­те­лей древ­но­сти: напри­мер, Авгу­ста и Ливию, Гер­ма­ни­ка и Агрип­пи­ну, Алек­санд­ра Македон­ско­го и его мать Олим­пи­а­ду. В насто­я­щее вре­мя боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей счи­та­ют цар­ст­вен­ную пару Пто­ле­ме­ем II и Арси­но­ей II.

При­вле­ка­ют вни­ма­ние не толь­ко уни­каль­ные раз­ме­ры и худо­же­ст­вен­ные досто­ин­ства это­го памят­ни­ка, но и его исто­рия. Сре­ди вла­дель­цев камеи были и знат­ные пер­со­ны, и зна­ме­ни­тые пра­ви­те­ли Евро­пы. Извест­ная под име­нем «камеи Гон­за­га», гем­ма была наз­ва­на так по фами­лии пер­вых извест­ных нам хозя­ев — гер­цо­гов Гон­за­га, пра­ви­те­лей Ман­туи. Пер­вое пись­мен­ное свиде­тель­ство о гем­ме мож­но най­ти в инвен­та­ре 1542 г., содер­жа­щем опи­са­ние кол­лек­ции Иза­бел­лы д’Эсте, жены гер­цо­га Гон­за­га. В XVII в. камея нахо­ди­лась в собра­нии боль­шой люби­тель­ни­цы ред­ко­стей и древ­но­стей швед­ской коро­ле­вы Хри­сти­ны, хра­нив­шей эту уди­ви­тель­ную по кра­со­те вещь в сво­их соб­ст­вен­ных поко­ях. Будучи боль­шой поклон­ни­цей лич­но­сти Алек­санд­ра Македон­ско­го, коро­ле­ва при­ня­ла имя Алек­санд­ра, а в изо­бра­жен­ных на порт­ре­те пер­со­на­жах она виде­ла имен­но это­го про­слав­лен­но­го пол­ко­во­д­ца и его мать Олим­пи­а­ду. После смер­ти Хри­сти­ны камея сме­ни­ла мно­же­ство вла­дель­цев, побы­вав в Риме в кол­лек­ции гер­цо­гов Оде­скаль­ки и в Вати­кане. В XIX в. она неожи­дан­но обна­ру­жи­лась неда­ле­ко от Пари­жа, в Маль­ме­зоне — рези­ден­ции импе­ра­три­цы Жозе­фи­ны, супру­ги Напо­лео­на. Имен­но она после того, как Париж был занят вой­ска­ми союз­ни­ков в 1814 г., под­нес­ла гем­му в дар Алек­сан­дру I, кото­рый часто посе­щал Маль­ме­зон и рас­по­рядил­ся оста­вить Жозе­фине и ее детям зна­чи­тель­ную часть их состо­я­ния. Осе­нью того же, 1814 г., камея закон­чи­ла свое дол­гое путе­ше­ст­вие в Петер­бур­ге.

Лите­ра­ту­ра:
Visconti E. Q. Iconographie grecque. Paris, 1808. T. 3. Pl. 53;
Мак­си­мо­ва М. И. Камея Гон­за­га. Л., 1924;
Wirth G. Alexander der Grosse. Hamburg, 1973;
Неве­ров О. Я. Камея Гон­за­га. Из исто­рии глип­ти­ки. Л., 1977;
Антич­ные камеи в собра­нии Эрми­та­жа: Ката­лог / Всту­пит. ста­тья и сост. О. Я. Неве­ро­ва. Л., 1988. № 1;
Неве­ров О. Я., Пиотров­ский М. Б. Эрми­таж: Собра­ния и соби­ра­те­ли. СПб., 1997. С. 102.

О. Я. Неве­ров, Е. И. Арсен­тье­ва

Источники:
(сс) 2018 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная табличка.
© 2007 г. Описание: Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Чистый лист, СПб, 2007. С. 228, кат. № 240.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma эллинистический египет египетский египетская египетское египетские камея камеи портрет портреты портретный портретная сардоникс мужской женский птолемей ii и арсиноя capita jugata парный профильный камей гонзага мальмезонская мальмезонский урай зевс аммон филадельфия эгида зевса шлем с лавровым венком лавровый венок панцирь доспехи голова медузы медуса медуза горгона гений ужаса ужас инв № гр-12678 ж. 291