Статуя Клеопатры VIIБазальт.
51—30 гг. до н. э.
Высота 104,7 см.
Инв. № ДВ-3936.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Фото: С. И. Сосновский
Одним из шедевров древнеегипетской коллекции Эрмитажа является статуя царицы времени династии Птолемеев из черного базальта (инв. № 3936, выс. 105 см, поступила в 1929 г. из коллекции герцога Лейхтенбергского). Она изображает шагающую женщину в длинном облегающем платье, длинном трехчастном парике с тремя уреями (царскими змеями), с рогом изобилия в левой руке и с иероглифом жизни анх в опущенной правой; инкрустация глаз и головной убор (вероятно, солнечный диск между коровьими рогами) утрачены. Статуя полностью закончена, так как поверхность ее прекрасно отполирована, однако не надписана, что делает ее датировку и атрибуцию самостоятельной проблемой.
В 1957 г. И. А. Лапис приписала статую Арсиное II, сестре и жене Птолемея II (III в. до н. э.) на основании того, что, судя по изображениям на монетах, хотя рог изобилия был атрибутом нескольких птолемеевских цариц, раздвоенный рог (dikeras) был присущ только ей. Эта атрибуция вошла в каталог египетской скульптуры в Эрмитаже (И. А. Лапис, М. Э. Матье, Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа, Москва, 1969, с. 124—125, кат. № 141), а в последнее время — также в каталоги нескольких временных выставок. Однако, эта иконографическая датировка явно противоречит стилю статуи, характерному для заметно более позднего времени, скорее всего I в. до н. э. Для того, чтобы примирить несовпадение иконографии и стиля, делалось предположение о том, что статуя может быть посмертной, изготовленной спустя долгое время после смерти Арсинои II, так как ее культ, как известно, был очень продолжительным.
В ходе подготовки к большой выставке «Клеопатра Египетская. От истории к мифу» (Рим—Лондон—Чикаго, 2000—2002 гг.), одна из ее организаторов, Салли-Энн Эштон определила группу ненадписанных статуй в египетском стиле, в том числе и эрмитажную, как изображения Клеопатры VII — той самой царицы, история которой и ее союзов с Цезарем и Антонием давно стали одной из знаменитейших легенд древности. Эта атрибуция основывается на том, что в отличие от Арсинои II, носившей два урея, три урея характерны только для Клеопатры VII, а раздвоенный рог изобилия удалось обнаружить и на монетах последней. Таким образом, Эрмитаж обладает одной из лучших статуй птолемеевского времени, изображающей знаменитейшего персонажа эпохи.