Статуя Клеопатры VII
Базальт.
51—30 гг. до н. э.
Высота 104,7 см.
Инв. № ДВ-3936.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский

Статуя Клеопатры VII.

Базальт.
51—30 гг. до н. э.
Высота 104,7 см.
Инв. № ДВ-3936.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пи­ла в 1929 г. Пере­да­на из двор­ца в Петер­го­фе.

Описание:
Одним из шедев­ров древ­не­еги­пет­ской кол­лек­ции Эрми­та­жа явля­ет­ся ста­туя цари­цы вре­ме­ни дина­стии Пто­ле­ме­ев из чер­но­го базаль­та (инв. № 3936, выс. 105 см, посту­пи­ла в 1929 г. из кол­лек­ции гер­цо­га Лейх­тен­берг­ско­го). Она изо­бра­жа­ет шагаю­щую жен­щи­ну в длин­ном обле­гаю­щем пла­тье, длин­ном трех­част­ном пари­ке с тре­мя уре­я­ми (цар­ски­ми зме­я­ми), с рогом изоби­лия в левой руке и с иеро­гли­фом жиз­ни анх в опу­щен­ной пра­вой; инк­ру­ста­ция глаз и голов­ной убор (веро­ят­но, сол­неч­ный диск меж­ду коро­вьи­ми рога­ми) утра­че­ны. Ста­туя пол­но­стью закон­че­на, так как поверх­ность ее пре­крас­но отпо­ли­ро­ва­на, одна­ко не над­пи­са­на, что дела­ет ее дати­ров­ку и атри­бу­цию само­сто­я­тель­ной про­бле­мой.

В 1957 г. И. А. Лапис при­пи­са­ла ста­тую Арси­ное II, сест­ре и жене Пто­ле­мея II (III в. до н. э.) на осно­ва­нии того, что, судя по изо­бра­же­ни­ям на моне­тах, хотя рог изоби­лия был атри­бу­том несколь­ких пто­ле­ме­ев­ских цариц, раз­дво­ен­ный рог (dikeras) был при­сущ толь­ко ей. Эта атри­бу­ция вошла в ката­лог еги­пет­ской скульп­ту­ры в Эрми­та­же (И. А. Лапис, М. Э. Матье, Древ­не­еги­пет­ская скульп­ту­ра в собра­нии Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа, Москва, 1969, с. 124—125, кат. № 141), а в послед­нее вре­мя — так­же в ката­ло­ги несколь­ких вре­мен­ных выста­вок. Одна­ко, эта ико­но­гра­фи­че­ская дати­ров­ка явно про­ти­во­ре­чит сти­лю ста­туи, харак­тер­но­му для замет­но более позд­не­го вре­ме­ни, ско­рее все­го I в. до н. э. Для того, чтобы при­ми­рить несов­па­де­ние ико­но­гра­фии и сти­ля, дела­лось пред­по­ло­же­ние о том, что ста­туя может быть посмерт­ной, изготов­лен­ной спу­стя дол­гое вре­мя после смер­ти Арси­нои II, так как ее культ, как извест­но, был очень про­дол­жи­тель­ным.

В ходе под­готов­ки к боль­шой выстав­ке «Клео­пат­ра Еги­пет­ская. От исто­рии к мифу» (РимЛон­донЧика­го, 2000—2002 гг.), одна из ее орга­ни­за­то­ров, Сал­ли-Энн Эштон опре­де­ли­ла груп­пу ненад­пи­сан­ных ста­туй в еги­пет­ском сти­ле, в том чис­ле и эрми­таж­ную, как изо­бра­же­ния Клео­пат­ры VII — той самой цари­цы, исто­рия кото­рой и ее сою­зов с Цеза­рем и Анто­ни­ем дав­но ста­ли одной из зна­ме­ни­тей­ших легенд древ­но­сти. Эта атри­бу­ция осно­вы­ва­ет­ся на том, что в отли­чие от Арси­нои II, носив­шей два урея, три урея харак­тер­ны толь­ко для Клео­пат­ры VII, а раз­дво­ен­ный рог изоби­лия уда­лось обна­ру­жить и на моне­тах послед­ней. Таким обра­зом, Эрми­таж обла­да­ет одной из луч­ших ста­туй пто­ле­ме­ев­ско­го вре­ме­ни, изо­бра­жаю­щей зна­ме­ни­тей­ше­го пер­со­на­жа эпо­хи.


Источники:
(сс) 2018 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная табличка и музейная информация.
© 2019 г. Описание: Официальный сайт музея.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura портрет портреты портретный портретная эллинистический египет египетский египетская египетское египетские клеопатра vii филопатра клеопатры царица cleopatra philopator regina aegypti базальт статуя клеопатры клеопатра g575 женский портрет птолемеи рог изобилия урей uraeus инв № дв-3936