Надгробный рельеф Меззабены
Известняк.
Пальмира. Начало III в. н. э.
Высота 49 см.
Инв. № ДВ-4175.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский

Надгробный рельеф Меззабены.

Известняк.
Пальмира. Начало III в. н. э.
Высота 49 см.
Инв. № ДВ-4175.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Дар пат­ри­ар­ха Антио­хий­ско­го Кирил­ла, 1913 г.

Описание:
Элли­ни­за­ция в этот пери­од уже настоль­ко глу­бо­ко про­ник­ла в куль­ту­ру Паль­ми­ры, что мест­ный мастер вполне мог работать в такой мане­ре.

с. 31 В порт­рет­ном искус­стве появ­ля­ют­ся новые тен­ден­ции. Каза­лось бы, в порт­ре­тах сох­ра­ня­ют­ся харак­тер­ные осо­бен­но­сти пред­ше­ст­ву­ю­ще­го пери­о­да, но в них уже мож­но заме­тить рас­ту­щее увле­че­ние внеш­ней сто­ро­ной — реп­ре­зен­та­тив­но­стью, парад­но­стью. Дета­ли мель­чат фор­му, нару­ша­ют ее, часто даже в ущерб харак­те­ри­сти­ке обра­за.

Эти новые чер­ты вид­ны в над­гро­бии эрми­таж­но­го собра­ния, изо­бра­жаю­щем муж­чи­ну по име­ни Мезаббе­на. У него про­дол­го­ва­тые гла­за с тяже­лы­ми века­ми и тон­кие бла­го­род­ные чер­ты лица. Воло­сы пере­да­ны услов­ны­ми круг­лы­ми завит­ка­ми, а бро­ви испол­не­ны в виде коси­чек.

Над пра­вым пле­чом Мезаббе­ны на подуш­ке поме­щен модий. Воз­мож­но, такой голов­ной убор как знак отли­чия полу­ча­ли неко­то­рые долж­ност­ные лица в наг­ра­ду за заслу­ги, но без пра­ва носить его.


Источники:
(сс) 2018 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная табличка и музейная информация.
© 1971 г. Описание: И. И. Саверкина. Древняя Пальмира. Ленинград, 1971, с. 30—31, илл. 43—45.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura малая азия asia minor портрет портреты портретный портретная известняк надгробный рельеф надгробие мужчины жреца жрец меззабена мезаббена мужской бюст мужчина из пальмиры пальмира жреческая шапка головной убор модий лавровый венок тога перстень кольцо мужская прическа борода инв № дв-4175