Египет. IV в.
Диаметр 25,5 см.Инв. № ДВ-11440.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский
Медальон с изображением богини земли Геи.
Египет. IV в.
Диаметр 25,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСКУССТВО КОПТСКОГО ЕГИПТА (IV—XII ВЕКА)
К концу XIX века в Египте в процессе раскопок древних памятников были обнаружены артефакты, прямо не относящиеся ни к одной из известных ранее культур: эллинистической, римской или византийской. В результате их изучения в истории мирового искусства появилось новое понятие — «коптское искусство». Слово «копт» — арабское, восходящее к греческому Αιγύπτιος («египтянин»). После подчинения Египта в 642 году арабы стали называть так жителей долины Нила, продолжавших исповедовать христианство и говорить на египетском языке. Понятие «коптский» стало относиться ко всей культуре местного населения Египта в период с IV по XII век. В настоящее время для коптских памятников предложено новое определение «египетские образцы позднеантичного, византийского или исламского периода», опускающее указание на их религиозную принадлежность. С момента появления первых артефактов некоторые ученые отнесли их к последней стадии развития античного искусства, отличающейся полным упадком форм и вырождением классического стиля. Тем не менее заслугой многих исследователей стало отношение к вновь открытому искусству как к самобытному явлению позднеегипетской культуры, в которой тесно переплелись античные, древневосточные, христианские изобразительные мотивы и символика. Складываясь из самых разных источников, оно приобретает в конечном счете свою яркую индивидуальность. Полные непосредственности и наивного очарования, необычные по форме и стилю древности Египта не могут оставить равнодушными ни любителей старины, ни их исследователей.
Богатейшее собрание позднеегипетских памятников III—
КОПТСКИЕ ТКАНИ
Коптские ткани представляют собой одну из блестящих страниц художественной культуры Египта IV—
Христианское искусство Египта заимствовало свои темы из богатого эллинистического наследия. Прежде всего, востребованными оказались сюжеты, связанные с идеями возрождения и обретения вечной жизни. Изображения античных богов на коптских тканях встречаются редко, в первую очередь художники отдавали предпочтение наиболее драматичным и легко узнаваемым символическим композициям. К ним относятся памятники дионисийского круга, в том числе сцены с изображением сбора плодов и винограда, времена года и месяцы, подчеркивающие его цикличность и повторяемый ритм жизни. Охотничьи сюжеты в аллегорической форме выражали победу добра над злом, триумф жизни над смертью. Они показывали доблесть, силу и добродетель охотников, отождествляя с ними умерших и приобщая их к бессмертию. Излюбленной темой александрийского искусства стало изображение нильских мотивов, которые, выйдя за пределы египетской столицы, получили широкое распространение в коптском ткачестве. Фауна и флора Нила — утки, рыбы, розовые лотосы, охота на гиппопотамов и крокодилов, лодки с рыбаками и эротами — заняли видное место на позднеантичных тканях, были неотъемлемыми элементами нильского пейзажа, понимаемого как райский ландшафт. Изображения на завесах и медальонах ваз и корзин, наполненных цветами и плодами, в виде больших композиций и орнаментальных украшений, обещали процветание и рисовали картину христианского рая.
Большинство этих изображений заключало в себе идею спасения и воскресения, что самым естественным образом соотносилось с многотысячелетним опытом египтян в борьбе за обретение бессмертия.
Некрополь эль-Багават [см. фото] — одно из древнейших в мире христианских захоронений, датируется IV—
Погребенные в подобных часовнях были одеты в туники и обернуты в покрывала или завесы, иногда используемые еще при жизни. Изображения на одеждах, как и в росписях, глубоко символичны, несут функцию апотропея и даруют вечную жизнь.
Медальон с изображением богини земли Геи
К ранним памятникам эрмитажной коллекции относятся выполненные в технике гобеленового переплетения мужские и женские погрудные изображения IV—
В центре медальона, обрамленного растительной гирляндой с розовыми цветами, выткано погрудное изображение молодой женщины в повороте три четверти. Над ее головой — солнечный диск с египетским атрибутом божественности — змеей-уреем. Для создания объемной моделировки форм с тончайшей линейной орнаментацией мастер применяет около тридцати оттенков цвета: розового, желтого, коричневого и лилового. На фоне медальона справа греческими буквами выткано имя богини земли — ΓΗ. В ее руках — чаша, древневосточный символ плодородия. Детали костюма, в виде плаща, завязанного на груди характерным узлом, прическа и головное украшение показывают связь греческой богини земли с образом древнеегипетской Исиды, что типично для религиозно-синкретических воззрений поздней античности. Эрмитажный медальон — парный к ткани с изображением речного божества Нила из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и служил украшением верхней части туники. Согласно римскому пониманию мироустройства, земля, подобно острову, была окружена водой. Богиня земли олицетворяла собой оплодотворенную Нилом почву. Несмотря на распространение христианства, представления о нильской паре богов были еще достаточно сильны. Вытканные на медальонах образы Геи и Нила служили олицетворением изобилия, плодородия и обретения вечной жизни. О земле как о творении, производящем плоды, писали Василий Великий и Иоанн Златоуст. «Однако, — отмечал Иоанн, — нам не следует приписывать все эти блага самой природе земли, но скорее силе создателя, который ее создал». Христианские композиции, в отличие от римской космографии, были призваны показать многообразие божественного творения.
300. Ткань с изображением Геи. Медальон
Египет IV в.
Лен, шерсть; гобеленовая техника.
Диаметр 25,5 см.
Привезена в 1898 г. В. Г. Боком из Египта; место находки — Ахмим.
Инв. № 11440.
Медальон с многоцветным погрудным изображением богини Земли Геи. На ее голове — цветы, колосья и солнечный диск с уреем. Поверх хитона накинут плащ, завязанный спереди так называемым узлом Исиды. В складках плаща — рог изобилия или чаша. На фоне медальона греческими буквами выткано имя богини: ΓΗ. Обрамление — цветочная гирлянда.
Этот памятник — несомненный шедевр коптского ткачества. Он является парным к медальону с изображением бога Нила в собрании ГМИИ (инв. № 5822). С образом богини Земли связывалась мысль об обеспечении загробного существования. Чаша в ее руках символизирует плодородие.
Литература:
Императорский Эрмитаж: Указатель Отделения Средних веков и эпохи Возрождения / Сост. Н. П. Кондаков. СПб., 1891. С. 248. № 75;
Бок В. Г. О коптском искусстве. Коптские узорчатые ткани // Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г. М., 1897. Т. III. С. 229—
Матье М. Э., Ляпунова К. С. Художественные ткани коптского Египта. М.; Л., 1951. С. 94. № 15;
Каковкин А. Я. Сокровища коптской коллекции Государственного Эрмитажа: Каталог. СПб., 2004. С. 47—
© 2018 г. Текст: музейная табличка и музейные информационные стенды.
© 2007 г. Описание (кат. № 300): Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Чистый лист, СПб, 2007. С. 263, кат. № 300.