Рим. IV в.
Переработана в XIX в. мастером Бенедетто Пиструччи (1784—1855).
18,5 × 12,2 см.Инв. №№ ГР-12534 / Ж 146.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский
Константин Великий и Тихе Константинополя.
Рим. IV в.
Переработана в XIX в. мастером Бенедетто Пиструччи (1784—1855).
18,5 × 12,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
—Триумф Ариадны и Вакха, в музее Вены <…>
—Флора (фрагмент), созданная художником за 100 скудо и перепроданная за 500 фунтов стерлингов — сардоникс — в музее Лондона.
—Трагическая маска (высоким рельефом) созданная за 80 скудо и перепроданная за 900 фунтов стерлингов монсеньору Бекфорду как греческая работа, описанная Э. К. Висконти — в музее Лондона.
—Провинция увенчивает Августа — округлой формы, 8 дюймов в диаметре — сардоникс — работа, выполненная за 200 скудо и перепроданная за 4000 как греческая работа, в чем был уверен Деннон — в музее Петербурга.
Из некролога Бенедетто Пиструччи (1856)
О некоторых знаменитых граверах хорошо известно, что они преуспевали в торговле поддельными древностями — например, Наттер, и как говорят, и другие — но мы никогда не слышали, чтобы в этом обвинялись Джованни Пихлер, Джирометти или Пиструччи. Это правда, что они и другие талантливые мастера занимались обработкой для Бонелли и других торговцев геммами, которые продавали их работы по большим ценам как антики (доказательством служит «Флора» Пейна Найта). Бонелли пытался сохранить это в тайне, но Пиструччи сначала заподозрил, а затем уличил его. Этот Бонелли торговал геммами и постоянно путешествовал по столицам Италии, России, Германии, Франции и Англии, возвращаясь в Рим с интервалом в один-два года. Он покупал и продавал геммы и камни для гравировки везде, где бы ни находился, и конечно же, пополнял свои запасы всякий раз, когда возвращался в Рим, скупая у крестьян — охотников за геммами и искателей на виноградниках и руинах возле Форума, Аппиевой дороги и в других местах. Некоторые из них он ретушировал и улучшал при помощи упомянутых мастеров; необработанные камни гравировались в античном стиле: мастер получал оникс, сердолик или сардоник и вместе с ним предмет, но не для копирования, а для подражания (как уже говорилось). Конечно, граверу не позволялось ставить свое имя, или оно быстро удалялось, если он упрямо делал это — так что ни один из этих художников не получил должного признания за свое мастерство. Эти работы, будучи по-настоящему прекрасными (хотя и не античными), охотно приобретались такими коллекционерами как Демидов, Роджер, Блакас, Пейн Найт, Уэбб и др. Вероятно, о некоторых стоит рассказать. Первая — настоящий антик, полученный Пиструччи для улучшения (не от Бонелли, а от другого торговца, Доменико Дезальефа) — прекрасный сардоникс размером с ладонь, на котором был воин, увенчиваемый женской фигурой венком, выполненным в высоком рельефе; совершенно ужасный, как могут поручиться те, кто видел его слепок в своем первоначальном состоянии. К счастью, он был настолько грубо исполнен, что оставалось много материала, который можно было удалить для доведения до правильных пропорций: например, ноги были такими короткими и толстыми, что он срезал колени и поместил их выше на подобающее место; он изготовил два оттиска: один — до, и другой — после переделки; из первого оттиска он получил восковой слепок, из которого сделал образец новой геммы, так что едва ли остался хоть какой-то след от старой; а благодаря этому слепку он, разумеется, мог видеть, сколько камня может позволить себе срезать. После того, как гемма была готова, она попала в Императорский кабинет Санкт-Петербурга, где считается capo d’opera (ит. венец творения) и была признана таковым многими экспертами, в том числе Деноном, директором Кабинета медалей в Париже. Получить фотографию было невозможно, но гравюра на дереве (по карандашному наброску), хотя и несовершенная, в достаточной мере передает размер и сюжет камеи — победоносного полководца или императора, увенчиваемого Провинцией, обычно изображаемой в головном уборе Кибелы.
АРТИСТИЧЕСКИЕ КУРЬЕЗЫ
Некоторые забавные случаи, произошедшие со знаменитым резчиком камей и камней Бенедетто Пиструччи
<…> Между тем, этот художник [Б. Пиструччи] оказался невероятно изобретательным и удачливым. Живя в Италии, он создавал камеи, поражавшие исключительным вкусом и сходством с античными работами. Торговцы, покупавшие их по ценам явно ниже тех, которых они заслуживали, перепродавали их затем как работы выдающихся мастеров недавнего прошлого, если они были изготовлены из немецких камней, а камеи из ценных камней с Востока выдавали за произведения античных художников. Иногда случалось, что камею, прошедшую через несколько рук, ее владелец демонстрировал самому Пиструччи в качестве сокровища, приобретенного за большие деньги, и этот розыгрыш фортуны доставлял художнику немало удовольствия. Бог знает какие страдания испытывали незадачливые покупатели, когда он наконец, вскрывая обман, с улыбкой демонстрировал им свое имя или свой знак, миниатюрно вырезанный в уголке камеи.
И ведь не сказать, что такие ошибки совершали только неопытные новички. Сам Эннио Квирино Висконти, выдающийся знаток античности с цепким взглядом, основоположник археологии, заблуждался, составляя свои научные комментарии к трагической маске, выполненной высоким рельефом, проданной мастером за 80 скудо и затем перепроданной за 900 фунтов стерлингов синьору Бекфорду. Будучи выданной за греческую работу, она составила гордость коллекции англичанина. В лондонском музее экспонируется великолепная «Флора» того же происхождения, в Вене — восьмифигурный сардоникс «Триумф Вакха и Ариадны», а в Петербурге — знаменитая камея «Провинция увенчивает Августа», которую Деннон считал греческой работой. Так римский художник заслужил славу при жизни, а потомки смотрели на его работы как на вершины античного искусства. <…>
Однажды Пиструччи, еще находясь в Риме, получил античный бледно-коричневый сардоникс, переданный ему для переработки Доменико Дезальефом. На нем был воин, увенчиваемый женщиной, но настолько неуклюже вырезанный, что не представлял особой ценности. При этом было много материала, который можно было срезать. Сделав оттиск в воске, он полностью его переработал; затем он срезал колени фигур и поднял их вверх и так изменил композицию, что от первоначальных форм не осталось и следа. Торговец был в восторге и без труда продал этот камень Российскому императорскому кабинету, где он находится до сих пор и считается высочайшей ценностью.
Так называемая «камея Траяна» в Эрмитаже тоже должна быть отнесена к правлению Константина. Сильно переработанная в начале XIX в., эта одна из редких крупных античных гемм была посвящена основанию Константинополя. Тихэ — покровительница новой столицы мира — увенчивает Константина венком. В руках императора были изображены скипетр и палладий. Таким образом, он представал здесь как новый Ромул, основавший еще один Рим.
М. И. Максимовой в 20-е годы удалось найти в дневнике резчика наполеоновской эпохи Б. Пиструччи признание о том, что именно он подверг переработке эрмитажную камею. В дневнике описывается «грубость» стиля античного оригинала, который Пиструччи должен был «улучшить» в соответствии со вкусами его эпохи. Вот что пишет о переработке геммы один из современников резчика: «Гемма, которая была вручена Пиструччи для улучшения подлинно античная… вырезана скверно, в этом может убедиться всякий, кто видел ее слепок в первоначальном состоянии. К счастью, она была так груба, что оставалось много материала для переработки и приведения ее к верным пропорциям; ноги, например, были так коротки и толсты, что он вырезал заново колени и поместил их выше, на подобающем месте».
с. 134 От первоначальной геммы осталась лишь композиция и крупные детали, все остальное подверглось «улучшению» настолько, что сегодня камея являет больше черт наполеоновского ампира, чем стиля эпохи Константина. Весьма вероятно, что в полководце-победителе резчику Пиструччи виделся Наполеон[1]. Пафос камеи вполне созвучен официальным портретам императора Франции. Изображения мадам Рекамье или Жозефины Богарне напоминает богиня счастья в высоко подпоясанном хитоне в соответствии с модами французской Империи. Мало того, в профиле римского императора с орлиным носом и энергичными чертами читается близость к изображениям самого Наполеона. В 1804 г. камея находилась в Париже и, видимо, не случайно. Правда, позже, с изменением политической конъюнктуры, дорогостоящую гемму сбыли русскому генералу Н. Ф. Хитрово. Здесь можно вспомнить судьбу знаменитой портретной статуи Наполеона, созданной А. Кановой. Император Франции, изображенный в античной героической наготе, стал в эти годы украшением лондонского дворца его победителя герцога Веллингтона.
Итак, первоначально героем эрмитажной камеи был не Траян, а Константин. С поздней датой согласуется и приведенное выше описание «грубого» стиля античного оригинала. Константин-Ромул под резцом Пиструччи превратился в Наполеона-победителя, императора французов. Статуэтку богини Минервы, палладий римлян, резчик превратил в меч, а скипетр — в копье. Оригинал следует отнести к 30-м годам IV в. и дать эрмитажной переработанной гемме новое наименование: «камея Константина»17.
17Неверов О. Я. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1971, № 106.[1]Бенедетто Пиструччи родился 24 мая 1783 г. — таким образом, на момент продажи камеи в 1804 г. ему был 21 год. (Прим. ред. сайта)
354. Константин Великий и Тихе Константинополя, увенчивающая его лавровым венком.
IV в. (переработана в начале XIX в.).
Сардоникс.
18,5 × 12,2.
Поступила в 1805 г. из собрания Н. Ф. Хитрово (Петербург). Ранее: в коллекции графа А. Г. Головкина (Москва).
Инв. № Ж. 146.
Литература:
Catalogue du Cabinet de Golowkine, p. 66, № 239;
Arneth J. Die antiken Kameen des königl. Münz- und Antiken Cabinettes in Wien. Wien, 1849. S. 11;
Köhler H. Gesammelte Schriften. Hrsg, von L. Stephani. St. Petersburg, Bd 1—
Стефани Л. Путеводитель по античному отделению Эрмитажа. Зал резных камней // Пропилеи, М., 1856, кн. 5, с. 73;
Biehler T. Über Gemmenkunde. Wien, 1860, S. 128;
Billing A. The Science of Gems. London, 1867, p. 84;
Middleton I. The Engraved Gems of Classical Times. Cambridge, 1891, p. 102;
Bernoulli J. Römische Ikonographie. Stuttgart, 1882—
Варнеке Б. Гемма Одесского музея // ЗООИД. Одесса, 1916, т. 32, с. 15, рис. 2;
Maximova M. Der «Trajancameo» der Ermitage // Archäologischer Anzeiger, 1927, S. 300, Abb. 1;
Delbrück R. Spätantike Kaiserporträts. Berlin, 1933, S. 130, Abb. 32;
Bruns G. Staatskameen des 4 Jh. // 104. Winckelmannsprogramm. Berlin, 1948, S. 29, Abb. 25;
Coche de la Ferte E. Le camée Rothschild. Paris, 1957, p. 30;
Неверов О. Я. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1971, № 106;
Соболевский В. И. Замечательные минералы. М., 1971, с. 133, рис. 77 (I в.);
Calza R. Iconografia Romana Imperiale da Carausio a Giuliano. Roma, 1972, tav. 10;
Newerow O. Antike Kameen. Leipzig, 1981, Nr. 32.
В конце XVIII в. гемма находилась в собрании графа Головкина в Москве. В начале XIX столетия она переместилась в Рим, где антиквар Д. Дезальеф, чтобы придать ей большую ценность в глазах покупателей, дал заказ резчику Б. Пиструччи «исправить недостатки» позднеантичной геммы в соответствии со вкусами стиля ампир. Возможно, предполагалось предложить ее Наполеону, так как в 1804 г. камея находилась уже в Париже. Здесь ее приобрел русский дипломат Н. Ф. Хитрово. Сохранилось письмо Э.-К. Висконти, отправленное в Петербург Хитрово, в котором ученый уверяет его, что на камее нет следов ретуши и что она «достойна фигурировать вместе с камеей Сен-Шапель, венской камеей и Неаполитанской чашей, в одном ряду со всем, что только существует самого редкого и выдающегося в этом роде». В «Описании гемм генерала Хитрово» Висконти не жалеет эпитетов для этой камеи: «Большая камея на сардониксе, чудесной величины и красоты… Вырезаны две фигуры — император Траян стоящим в полном вооружении и Кибела, символ того, что греки называли Ойкуменой. Она увенчивает императора. Ее голова — в зубчатой короне, в левой руке — колосья. Драпировка этой фигуры восхитительна» (Париж, Национальная библиотека. Visconti, fol. 160 r.).
М. И. Максимовой в 1920-е гг. удалось отождествить эрмитажную гемму с той камеей, которую перерабатывал Б. Пиструччи, о чем он подробно записал в своей «Автобиографии». Английский антиквар А. Биллинг, пересказывая этот любопытный документ, писал о гемме: «К счастью, она была так груба, что было достаточно материала для переработки и приведения ее к верным пропорциям. Ноги, например, были так коротки и толсты, что он вырезал заново колени и поместил их выше… он сделал два слепка, один — до, другой после переработки… Едва ли осталось что-либо от старой камеи». Жаль, что, публикуя гравюру по переработанной древней гемме, Биллинг остановился не на первоначальном ее состоянии, что доставило бы нам ценнейший документ (Billing A. Op. cit., p. 84). Немецкие исследователи Р. Дельбрюк и Г. Брунс, основываясь на нумизматических параллелях, высказали предположение, что Константин первоначально держал в левой руке Палладий, как и подобает основателю города, мыслившегося вторым Римом.
Не сохранилась верхняя часть скипетра в руке императора и часть колосьев в руке богини, венок отбит и восстановлен.
Обращает на себя особое внимание панцирь, изгибающийся вместе с туловищем, что невозможно для античного мастера, и вряд ли может являться результатом переработки, пусть даже и такой существенной, как об этом пишут вышеприведенные авторы. Форма Гераклова узла поверх панциря тоже неправильная — вероятно, резчик смутно представлял себе способ завязки узла, что невероятно для античного мастера, но не удивительно для молодого Пиструччи, которому, по сохранившимся свидетельствам, на момент работы с камеей было от 16 до 21 года. Характерно, что гравер середины XIX века на вышеприведенной гравюре также не имеет представления о форме Гераклова узла. В целом камея производит устойчивое впечатление работы эпохи Наполеона, как по самой композиции, что самое главное, так и по стилистике и ряду мелких несуразностей, указывающих на слабое знакомство художника с образцами античного искусства, — но два последних пункта можно списать на переработку. Очень важны свидетельства из некролога и каталога работ Пиструччи, прямо указывающие на то, что камея относится к числу работ, а не переработок мастера. Тем не менее, она до сих пор почитается музеем за подлинник, пусть и с оговорками.
Триумфальная арка в Париже |
Текст: музейная табличка.
Описание (1): Necrologia: Benedetto Pistrucci // Atti della pontificia Accademia di belle arti in Bologna per la distribuzione dei premii, Bologna, 1856, pp. 51—59. Пер. с итал. И. А. Шурыгина.
Описание (2): Archibald Billing. The science of gems, jewels, coins, and medals, ancient and modern. London, 1867, pp. 83-86.
Описание (3): Roma artistica: Pubblicazione mensile, illustrata, diretta dall’arch.to Raffaello Ojetti colla collaborazione di artisti Romani. Vol. 1. Roma, 1872, pp. 22—23. Пер. с итал. И. А. Шурыгина.
Описание (4): Marsh, J. B. Cameo cutting, London, 1890, pp. 17—18.
© 1983 г. Описание (5): Неверов О. Я. Геммы античного мира. Наука, Москва, 1983. С. 133—134.
© 1988 г. Описание (6): Неверов О. Я. Античные камеи в собрании Эрмитажа. Каталог. Искусство, Ленинград, 1988. С. 138—139, кат. № 354.