Третий стиль. Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.Инв. № 9555.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: Эджисто Сани
Ио в Канопе.
Третий стиль. Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Сцена происходит на берегу Нила, где к Ио вернулся человеческий облик. Добравшись до реки, она упала на колени и обратив к небу голову на длинной шее, единственным возможным для нее способом, со стонами, слезами и грустным мычанием, казалось, упрекала Юпитера и умоляла его положить конец ее страданиям. Юпитер, обняв шею жены, упрашивает ее простить Ио, и гнев Геры унимается. Овидий так описывает эту сцену (Met. I, 728—
Ты оставался, о Нил, последним в ее испытаньях. Только достигла его, согнула колена у брега Самого и улеглась, запрокинув упругую выю. Может лишь кверху смотреть и к звездам глаза подымает: Стоном и плачем своим, мычаньем, с рыданьями схожим, Муки молила прервать. Юпитеру жалуясь будто. Он же, супругу свою обнимая вкруг шеи руками, Просит, чтоб та наконец прекратила возмездие: «Страхи Впредь отложи, — говорит, — никогда тебе дева не будет Поводом муки», — и сам к стигийским взывает болотам. И лишь смягчилась она, та прежний свой вид принимает, И пропадают рога, и кружок уменьшается глаза, Снова сжимается рот, возвращаются плечи и руки, И исчезает, на пять ногтей разделившись, копыто. В ней ничего уже нет от коровы, — одна белизна лишь. Службой довольствуясь двух своих ног, выпрямляется нимфа. Только боится еще говорить, — подобно телице, Не замычать бы, — и речь пресеченную пробует робко. |
Выставка: «Ovidio: Loves, Myths & Other Stories», Scuderie del Quirinale, Rome (17.10.2018 — 20.01.2019).
© 2018 г. Текст: музейная табличка.