Ио в Канопе
Фреска из Помпей (Дом герцога Омальского, VI. 9. 1).
Третий стиль. Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Инв. № 9555.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: Эджисто Сани

Ио в Канопе.

Фреска из Помпей (Дом герцога Омальского, VI. 9. 1).
Третий стиль. Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Инв. № 9555.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Помпеи, Археологический парк, Дом герцога Омальского (VI. 9. 1).
Происхождение:
Пом­пеи, VI. 9. 1, Дом гер­цо­га Омаль­ско­го.

Описание:
На фрес­ке пред­став­ле­на Ио, узна­вае­мая по рож­кам на лбу, кото­рую при­вет­ст­ву­ет боги­ня Иси­да. Ио под­дер­жи­ва­ет пер­со­наж, иден­ти­фи­ци­ро­ван­ный как Нил. Змея в левой руке сидя­щей Иси­ды и кро­ко­дил под ее нога­ми гово­рят о ее маги­че­ских и цели­тель­ных спо­соб­но­стях. Малень­кий маль­чик сле­ва от боги­ни — это Гар­по­крат, бог мол­ча­ния и тайн. С пра­вой сто­ро­ны жрец и жри­ца в белых одеж­дах.

Сце­на про­ис­хо­дит на бере­гу Нила, где к Ио вер­нул­ся чело­ве­че­ский облик. Добрав­шись до реки, она упа­ла на коле­ни и обра­тив к небу голо­ву на длин­ной шее, един­ст­вен­ным воз­мож­ным для нее спо­со­бом, со сто­на­ми, сле­за­ми и груст­ным мыча­ни­ем, каза­лось, упре­ка­ла Юпи­те­ра и умо­ля­ла его поло­жить конец ее стра­да­ни­ям. Юпи­тер, обняв шею жены, упра­ши­ва­ет ее про­стить Ио, и гнев Геры уни­ма­ет­ся. Овидий так опи­сы­ва­ет эту сце­ну (Met. I, 728—746, пер. С. В. Шер­вин­ско­го):

Ты оста­вал­ся, о Нил, послед­ним в ее испы­та­ньях.
Толь­ко достиг­ла его, согну­ла коле­на у бре­га
Само­го и улег­лась, запро­ки­нув упру­гую выю.
Может лишь квер­ху смот­реть и к звездам гла­за поды­ма­ет:
Сто­ном и пла­чем сво­им, мыча­ньем, с рыда­нья­ми схо­жим,
Муки моли­ла пре­рвать. Юпи­те­ру жалу­ясь буд­то.
Он же, супру­гу свою обни­мая вкруг шеи рука­ми,
Про­сит, чтоб та нако­нец пре­кра­ти­ла воз­мездие: «Стра­хи
Впредь отло­жи, — гово­рит, — нико­гда тебе дева не будет
Пово­дом муки», — и сам к сти­гий­ским взы­ва­ет болотам.
И лишь смяг­чи­лась она, та преж­ний свой вид при­ни­ма­ет,
И про­па­да­ют рога, и кру­жок умень­ша­ет­ся гла­за,
Сно­ва сжи­ма­ет­ся рот, воз­вра­ща­ют­ся пле­чи и руки,
И исче­за­ет, на пять ног­тей разде­лив­шись, копы­то.
В ней ниче­го уже нет от коро­вы, — одна белиз­на лишь.
Служ­бой доволь­ст­ву­ясь двух сво­их ног, выпрям­ля­ет­ся ним­фа.
Толь­ко боит­ся еще гово­рить, — подоб­но тели­це,
Не замы­чать бы, — и речь пре­се­чен­ную про­бу­ет роб­ко.
Выста­воч­ная замет­ка

Источники:
© 2018 г. Фото: Эджисто Сани.
Выставка: «Ovidio: Loves, Myths & Other Stories», Scuderie del Quirinale, Rome (17.10.2018 — 20.01.2019).
© 2018 г. Текст: музейная табличка.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские третий стиль iii помпеянский помпейский третьего стиля помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii греческая мифология mythologia graeca гарпократ гарпократа harpocrates harpokrates ио io сфинкс сфинга sphinx бог гор хор deus horus исида изида исиды изиды isis персонификация река реки нил нила nilus змей змея serpens венок corona жезл керикей керикейон кадуцей kerykeion caduceus жрец жреца sacerdos чаша развевающийся вздутый надуваемый раздуваемый наполняемый ветром плащ соединение рук рукопожатие dextrarum iunctio inter coniuges junctio dexiosis dexioomai крокодил сосуд жрица жрицы систр sistrum дом герцога омальского vi 9 1 в канопе каноп канопа canopus инв № 9555