560—550 гг. до н. э.Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса Фото: И. А. Шурыгин
Похищение Европы. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
Малые метопы Селинунта
Так называемые «Малые метопы» датируются 560—
Первая группа включает в себя:
1) Изображение Сфинкса, одного из наиболее известных мифологических существ; чудовище, изготовившееся к прыжку, изображено в правый профиль.
2) Сцену похищения Европы Зевсом, где бог, обратившийся в быка, плывет по морю, полному рыбы, с похищенной прекрасной финикийской принцессой на спине.
3) Рельеф с изображением Делийской триады: Аполлона, играющего на цитре, Латоны, его матери, и Артемиды, его сестры.
4) Рельеф с тремя божествами в пышных прическах и церемониальных одеждах, обычно идентифицируемые как Деметра, Кора/Персефона и Геката, либо как три богини Судьбы, дочери Зевса и Фетиды, либо как Персефону с двумя спутницами на лугу перед похищением ее Гадесом.
Отличительным признаком этой группы метоп служит рамка, окружающая рельеф, с одинаковыми по высоте верхней и нижней сторонами.
Вторая группа включает в себя:
1) Метопу с изображением квадриги, управляемую двумя богинями, обычно идентифицируемыми как Гера и Афина, либо Деметра и Кора/Персефона.
2) Частично сохранившуюся метопу с изображением Геркулеса, сражающегося с противником с бычьим телом — Критским быком или Ахелоем.
Отличительным признаком этой группы метоп служит широкая нижняя и узкая верхняя стороны рамки. Разница в высоте сторон рамок позволяет исключить принадлежность обеих групп метоп одному фризу. Они могли находиться на разных сторонах одного здания или украшать фризы двух разных зданий. В последнем случае первая группа метоп могла принадлежать т. н. храму Y, первому зданию Селинунта с периптером. Тогда вторая группа метоп могла относиться к неидентифицированному храму того же периода, т. н. храму X.
Данные: музейная аннотация.