Похищение Европы. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса Фото: И. А. Шурыгин

Похищение Европы. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.

Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.

Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.

Селинунт.
Описание:

Малые мето­пы Сели­нун­та

Так назы­вае­мые «Малые мето­пы» дати­ру­ют­ся 560—550 гг. до н. э. В элли­ни­сти­че­ский пери­од (IV—III вв. до н. э.) они были исполь­зо­ва­ны в каче­стве стро­и­тель­но­го мате­ри­а­ла при воз­веде­нии город­ских стен. Малые мето­пы явля­ют­ся древ­ней­ши­ми из сох­ра­нив­ших­ся метоп Сици­лии и Вели­кой Гре­ции (мето­па — кон­струк­тив­ный эле­мент фри­за, пред­став­ля­ю­щий собой камен­ную пли­ту, пок­ры­тую релье­фом и уста­нов­лен­ную меж­ду три­гли­фов). Выпол­нен­ные из мяг­ко­го, но плот­но­го извест­ня­ка из Мен­фи, основ­но­го скульп­тур­но­го мате­ри­а­ла в Сели­нун­те, мето­пы отли­ча­ют­ся очень низ­ким релье­фом. Изна­чаль­но фигу­ры релье­фа были пок­ры­ты крас­кой. Сох­ра­ни­лось шесть малых метоп и око­ло дюжи­ны фраг­мен­тов, кото­рые по сти­ли­сти­че­ским осо­бен­но­стям мож­но разде­лить на две груп­пы.

Пер­вая груп­па вклю­ча­ет в себя:

1) Изо­бра­же­ние Сфинк­са, одно­го из наи­бо­лее извест­ных мифо­ло­ги­че­ских существ; чудо­ви­ще, изгото­вив­ше­е­ся к прыж­ку, изо­бра­же­но в пра­вый про­филь.

2) Сце­ну похи­ще­ния Евро­пы Зев­сом, где бог, обра­тив­ший­ся в быка, плы­вет по морю, пол­но­му рыбы, с похи­щен­ной пре­крас­ной фини­кий­ской прин­цес­сой на спине.

3) Рельеф с изо­бра­же­ни­ем Делий­ской три­а­ды: Апол­ло­на, играю­ще­го на цит­ре, Лато­ны, его мате­ри, и Арте­ми­ды, его сест­ры.

4) Рельеф с тре­мя боже­ства­ми в пыш­ных при­чес­ках и цере­мо­ни­аль­ных одеж­дах, обыч­но иден­ти­фи­ци­ру­е­мые как Демет­ра, Кора/Пер­се­фо­на и Гека­та, либо как три боги­ни Судь­бы, доче­ри Зев­са и Фети­ды, либо как Пер­се­фо­ну с дву­мя спут­ни­ца­ми на лугу перед похи­ще­ни­ем ее Гаде­сом.

Отли­чи­тель­ным при­зна­ком этой груп­пы метоп слу­жит рам­ка, окру­жаю­щая рельеф, с оди­на­ко­вы­ми по высо­те верх­ней и ниж­ней сто­ро­на­ми.

Вто­рая груп­па вклю­ча­ет в себя:

1) Мето­пу с изо­бра­же­ни­ем квад­ри­ги, управ­ля­е­мую дву­мя боги­ня­ми, обыч­но иден­ти­фи­ци­ру­е­мы­ми как Гера и Афи­на, либо Демет­ра и Кора/Пер­се­фо­на.

2) Частич­но сох­ра­нив­шу­ю­ся мето­пу с изо­бра­же­ни­ем Гер­ку­ле­са, сра­жаю­ще­го­ся с про­тив­ни­ком с бычьим телом — Крит­ским быком или Ахе­ло­ем.

Отли­чи­тель­ным при­зна­ком этой груп­пы метоп слу­жит широ­кая ниж­няя и узкая верх­няя сто­ро­ны рам­ки. Раз­ни­ца в высо­те сто­рон рамок поз­во­ля­ет иск­лю­чить при­над­леж­ность обе­их групп метоп одно­му фри­зу. Они мог­ли нахо­дить­ся на раз­ных сто­ро­нах одно­го зда­ния или укра­шать фри­зы двух раз­ных зда­ний. В послед­нем слу­чае пер­вая груп­па метоп мог­ла при­над­ле­жать т. н. хра­му Y, пер­во­му зда­нию Сели­нун­та с перип­те­ром. Тогда вто­рая груп­па метоп мог­ла отно­сить­ся к неиден­ти­фи­ци­ро­ван­но­му хра­му того же пери­о­да, т. н. хра­му X.


Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая мифология mythologia graeca зевс зевса zeus европа европы europa великая греция magna graecia рельеф селинунт селинунта selinus плотный известняк из менфи рельеф малые метопы малая метопа метопа храма храм y в селинунте храм малых метоп селинунт selinuntum сицилия похищение европы европа сидящая на быке зевс образе быка бык женская одежда дельфин рыба рыбы