460—450 гг. до н. э.Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса Фото: И. А. Шурыгин
Часть восточного фриза Храма E в Селинунте.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
Судя по глубоким изменениям, происходившим на сакральных территориях Селинунта в первой половине 6 в. до н. э., к этому времени город достиг вершины своей мощи и благосостояния. В рамках процесса, начавшегося в 560 г. до н. э., были построены монументальная насыпная терраса на акрополе и святилище (теменос), на котором был воздвигнут Храм С, а позднее и Храм D. В 5 в. до н. э. были возведены два новых храма (А и О); их появление окончательно определило монументальный и сакральный характер всего южного склона холма.
Кроме того, приблизительно в середине 6 в. до н. э. началось строительство другой монументальной сакральной территории в восточной части города. Святилище, которое, по-видимому, было создано одновременно с основанием колонии, занимало большую часть прибрежной террасы, обращенной на долину реки Горго Коттоне, в устье которой располагалась городская гавань.
Затем на протяжении примерно одного века на восточном холме были построены три храма (E, F, G), стоящие параллельно друг другу и ориентированные с востока на запад. Своим монументальным характером и выдающейся декоративной отделкой они подчеркивали величие и процветание этой колонии, основанной выходцами из Мегары, до ее разрушения карфагенянами в 409 г. до н. э.
МЕТОПЫ ХРАМА Е
Боковые фризы целлы Храма Е были украшены двенадцатью метопами, по шесть с каждой стороны. К нашему времени хорошо сохранились три метопы восточного и две западного фриза. От прочих метоп остались лишь мраморные и известняковые фрагменты. Можно уверенно утверждать, что метопы, находившиеся в центре фриза, несли изображения божественных пар, а те, что располагались по краям, были украшены сценами героических мифов. Фрагменты, выполненные в мраморе, принадлежали изображениям женских фигур и представляли собой обнаженные части тела: головы, руки, ноги. Данная техника, названная псевдоакролитической, была типичной для греческой скульптуры на Сицилии в 5 в. до н. э. Именно так выполнена, например, «Богиня» из Моргантины. Фрагменты из песчаника принадлежали как мужским, так и женским фигурам; у последних из известняка вырезалась драпировка и покрытые части тела.
Судя по техническим и стилистическим различиям, метопы Храма Е, как из цельного известняка, так и с мраморными вставками, были созданы в разных мастерских. Метопы, украшавшие фронтальную стену опистодома, были изготовлены скульпторами, придерживавшимися позднеархаического стиля, тогда как метопы восточной стороны выполнены в более позднем, т. н. cтрогом стиле между 480 и 450 гг. до н. э. Различия в стилях становятся особенно явными при сравнении мраморных голов на двух фризах.
Данные: музейная аннотация.