Часть восточного фриза Храма E в Селинунте
Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса Фото: И. А. Шурыгин

Часть восточного фриза Храма E в Селинунте.

Известняк, мрамор.
460—450 гг. до н. э.

Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.

Селинунт.
Описание:
СЕЛИНУНТ И ЕГО САКРАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Судя по глу­бо­ким изме­не­ни­ям, про­ис­хо­див­шим на сакраль­ных терри­то­ри­ях Сели­нун­та в пер­вой поло­вине 6 в. до н. э., к это­му вре­ме­ни город достиг вер­ши­ны сво­ей мощи и бла­го­со­сто­я­ния. В рам­ках про­цес­са, начав­ше­го­ся в 560 г. до н. э., были пост­ро­е­ны мону­мен­таль­ная насып­ная тер­ра­са на акро­по­ле и свя­ти­ли­ще (теме­нос), на кото­ром был воз­двиг­нут Храм С, а позд­нее и Храм D. В 5 в. до н. э. были воз­веде­ны два новых хра­ма (А и О); их появ­ле­ние окон­ча­тель­но опре­де­ли­ло мону­мен­таль­ный и сакраль­ный харак­тер все­го южно­го скло­на хол­ма.
Кро­ме того, при­бли­зи­тель­но в середине 6 в. до н. э. нача­лось стро­и­тель­ство дру­гой мону­мен­таль­ной сакраль­ной терри­то­рии в восточ­ной части горо­да. Свя­ти­ли­ще, кото­рое, по-види­мо­му, было созда­но одно­вре­мен­но с осно­ва­ни­ем коло­нии, зани­ма­ло боль­шую часть при­бреж­ной тер­ра­сы, обра­щен­ной на доли­ну реки Гор­го Кот­тоне, в устье кото­рой рас­по­ла­га­лась город­ская гавань.
Затем на про­тя­же­нии при­мер­но одно­го века на восточ­ном хол­ме были пост­ро­е­ны три хра­ма (E, F, G), сто­я­щие парал­лель­но друг дру­гу и ори­ен­ти­ро­ван­ные с восто­ка на запад. Сво­им мону­мен­таль­ным харак­те­ром и выдаю­щей­ся деко­ра­тив­ной отдел­кой они под­чер­ки­ва­ли вели­чие и про­цве­та­ние этой коло­нии, осно­ван­ной выхо­д­ца­ми из Мега­ры, до ее раз­ру­ше­ния кар­фа­ге­ня­на­ми в 409 г. до н. э.

МЕТОПЫ ХРАМА Е

Боко­вые фри­зы цел­лы Хра­ма Е были укра­ше­ны две­на­дца­тью мето­па­ми, по шесть с каж­дой сто­ро­ны. К наше­му вре­ме­ни хоро­шо сох­ра­ни­лись три мето­пы восточ­но­го и две запад­но­го фри­за. От про­чих метоп оста­лись лишь мра­мор­ные и извест­ня­ко­вые фраг­мен­ты. Мож­но уве­рен­но утвер­ждать, что мето­пы, нахо­див­ши­е­ся в цен­тре фри­за, нес­ли изо­бра­же­ния боже­ст­вен­ных пар, а те, что рас­по­ла­га­лись по кра­ям, были укра­ше­ны сце­на­ми геро­и­че­ских мифов. Фраг­мен­ты, выпол­нен­ные в мра­мо­ре, при­над­ле­жа­ли изо­бра­же­ни­ям жен­ских фигур и пред­став­ля­ли собой обна­жен­ные части тела: голо­вы, руки, ноги. Дан­ная тех­ни­ка, назван­ная псев­до­ак­ро­ли­ти­че­ской, была типич­ной для гре­че­ской скульп­ту­ры на Сици­лии в 5 в. до н. э. Имен­но так выпол­не­на, напри­мер, «Боги­ня» из Мор­ган­ти­ны. Фраг­мен­ты из пес­ча­ни­ка при­над­ле­жа­ли как муж­ским, так и жен­ским фигу­рам; у послед­них из извест­ня­ка выре­за­лась дра­пи­ров­ка и пок­ры­тые части тела.
Судя по тех­ни­че­ским и сти­ли­сти­че­ским раз­ли­чи­ям, мето­пы Хра­ма Е, как из цель­но­го извест­ня­ка, так и с мра­мор­ны­ми встав­ка­ми, были созда­ны в раз­ных мастер­ских. Мето­пы, укра­шав­шие фрон­таль­ную сте­ну опи­сто­до­ма, были изготов­ле­ны скуль­п­то­ра­ми, при­дер­жи­вав­ши­ми­ся позд­не­ар­ха­и­че­ско­го сти­ля, тогда как мето­пы восточ­ной сто­ро­ны выпол­не­ны в более позд­нем, т. н. cтро­гом сти­ле меж­ду 480 и 450 гг. до н. э. Раз­ли­чия в сти­лях ста­но­вят­ся осо­бен­но явны­ми при срав­не­нии мра­мор­ных голов на двух фри­зах.


Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая мифология mythologia graeca великая греция magna graecia рельеф селинунт селинунта selinus известняк мрамор рельеф метопы метопа триглифы триглиф псевдо-акролитический метод акролит псевдо-акролит метопа из храма храм e в селинунте селинунт selinuntum сицилия