Римская работа по оригиналу Кефисодота Младшего и Тимарха, сыновей Праксителя.Инв. № ГР-9183 (А 851).Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский
Портрет Менандра.
Римская работа по оригиналу Кефисодота Младшего и Тимарха, сыновей Праксителя.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. Бюст Менандра
Римская копия времени Августа (I в. до н. э. — I в. н. э.) с греческого оригинала периода высокого эллинизма (II в. до н. э.).
Мрамор. Высота 35,0 см
Поступил из Гатчинского дворца в 1924 г.
Инв. № А. 851
Менандр (342—
Менандр происходил из благородной афинской семьи, получил прекрасное образование и воспитание. Известно, что он служил в Корпусе эфебов у Эпикура, учился у Феофраста (Diog. Laert., V, 36), был другом правителя Деметрия Фалерского (Diog. Laert., V, 79). Первую победу в театральном состязании Менандр завоевал в 315 г. до н. э., а всего за свою недолгую жизнь он написал более ста комедий. Самые известные из пьес (по сохранившимся фрагментам и переработкам римского времени) — «Брюзга», «Отрезанная коса», «Братья», «Двойной обман» и многие другие. При жизни Менандр не имел большого успеха, однако после смерти получил всеобщее признание: его считали величайшим после Гомера поэтом, и, бесспорно, самым лучшим из сочинителей комедий (Quint. Inst., X., I, 69—
Памятник Менандру был воздвигнут вскоре после его смерти, в 290 г. до н. э. Как рассказывает Павсаний (I, 21, 1), статую изваяли скульпторы Кефисодот и Тимарх, сыновья Праксителя. Действительно, их подпись (вместе с надписью «Менандр») в 1862 г. была обнаружена на античном постаменте, найденном в театре Диониса в Афинах.
В эллинистический период, по-видимому, статуя часто копировалась, но пика популярности Менандр достиг в эпоху ранней Римской империи (I в. до н. э. — I. в. н. э.). Об этом говорит огромное количество портретов (более 70), созданных в правление Августа и сохранившихся до наших дней. Они были найдены в самых разных уголках обширной территории Римской империи — в Италии, Греции, Малой Азии, Северной Африке. Поэтому некоторые ученые даже были склонны думать, что этот тип лица на самом деле принадлежит не греческому, а римскому поэту, например, Вергилию. Впоследствии, когда обнаружился маленький бронзовый бюст эпохи эллинизма с античной надписью «Менандр», сомнения рассеялись, и ныне мы хорошо представляем себе, как выглядел прославленный греческий поэт.
Как внешность Менандра, так и стиль его изображений довольно сильно отличаются от привычных портретов греческих поэтов. Поэт изображался непременно с бородой, как правило, это был пожилой и не слишком красивый человек. Именно так его представляют и скульптурный портрет, и описания, сохранившиеся у античных авторов: Еврипид, например, имел длинную нечесаную бороду, а Аристофан был лысым и говорил, что «истинным поэтом является тот, кто имеет сияющий лоб» (Plut., Quest. Conv., II, 1, 12). Менандр же представлен безбородым, хорошо постриженным и светским: с элегантной внешностью и претенциозным шармом. Впрочем, такому облику вполне соответствует образ, созданный в античной литературе: Афиней называет Менандра «красивым» (VI, 248d). Федр рассказывает, что он умащал благовониями волосы, ходил в длинных одеждах, двигался томно и неторопливо (Phaedrus, Fabulae Aesopiae, V, 1, 12).
Бюст Менандра из Эрмитажа был выполнен хорошим римским копиистом, привнесшим артистизм и утонченность в искусство августовского классицизма. Сам оригинал портрета, поданного «в байроновском» стиле, по-видимому, был создан не в III в. до н. э., а значительно позже, в эпоху Высокого эллинизма, и был предназначен для знаменитой библиотеки Пергама.
Текст: музейная табличка.
© 2005 г. Описание: Музы и маски. Каталог выставки (Санкт-Петербург, Эрмитаж, 1 марта — 30 мая 2005 г.). Издательство «Арс», СПб, 2005. С. 56, кат. № 8.