Голова юноши
Мрамор. Начало 150-х гг.Берлин, Государственные музеи

Голова юноши.

Мрамор. Начало 150-х гг.

Берлин, Государственные музеи.

Описание:
Нача­ло упад­ка Рим­ской импе­рии, кото­рое столь ясно про­яви­лось при послед­них Анто­ни­нах, чув­ст­во­ва­лось уже в середине II века н. э., при Анто­нине Пии, несмот­ря на сох­ра­не­ние внеш­не­го блес­ка «золо­то­го века» импе­рии. Уста­лость, стрем­ле­ние отой­ти от реаль­ной жиз­ни и углу­бить­ся во внут­рен­ний мир осо­бен­но харак­тер­ны для рим­ской зна­ти того вре­ме­ни с ее утон­чен­ной куль­ту­рой. Такие наст­ро­е­ния про­яв­ля­ют­ся в ряде про­из­веде­ний, пре­крас­ным образ­цом кото­рых слу­жит порт­рет моло­до­го чело­ве­ка из Бер­лин­ских музеев, отно­ся­щий­ся к нача­лу 50-х годов II века н. э. Голо­ва юно­ши уста­ло нак­ло­не­на впра­во. Выра­же­ние лица серь­ез­ное, слег­ка задум­чи­вое. Вре­зан­ные зрач­ки поме­ще­ны не в цен­тре гла­за, а бли­же к верх­не­му веку; этот свое­об­раз­ный при­ем, рас­про­стра­ня­ю­щий­ся в это вре­мя, при­да­ет меч­та­тель­ное выра­же­ние взгляду. Густые, сво­бод­но лежа­щие завит­ки волос обра­зу­ют живо­пис­ную игру све­то­те­ни, чему спо­соб­ст­ву­ет мяг­кость испол­не­ния голо­вы, соче­таю­ща­я­ся с широ­ким при­ме­не­ни­ем бура­ва. Худож­ник создал уди­ви­тель­но тон­кий, лири­че­ский образ, явля­ю­щий­ся как бы про­дол­же­ни­ем порт­ре­тов Анти­ноя с их том­ной гру­стью.

В рас­смат­ри­вае­мый пери­од умень­ша­ет­ся раз­ли­чие меж­ду рим­ским и гре­че­ским порт­ре­том, кото­рое мы отме­ча­ли выше. Рим­ские скуль­п­то­ры в сво­их работах вдох­нов­ля­лись обра­за­ми клас­си­че­ской гре­че­ской скульп­ту­ры, под­ра­жа­ли мно­го­чис­лен­ным порт­ре­там фило­со­фов. Эти обра­зы были близ­ки и понят­ны гре­че­ским скуль­п­то­рам, работы кото­рых отли­ча­ют­ся от сто­лич­но­го порт­ре­та лишь боль­шей мяг­ко­стью в обра­бот­ке мате­ри­а­ла, осо­бым мастер­ст­вом моде­ли­ров­ки, отра­жав­шим века­ми накоп­лен­ный опыт. В гре­че­ских порт­ре­тах так­же пере­да­ны наст­ро­е­ние лег­кой гру­сти, само­углуб­лен­ность. Инте­рес­но, что эти порт­ре­ты, изо­бра­жаю­щие част­ных лиц, часто более инди­виду­аль­ны, чем рим­ские.


Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские мужчина мужчины мужской портрет портреты портретный портретная мрамор детский голова юноши юноша мальчик