Портрет мальчика
Мрамор. 2-я четв. III в.Дрезден, Альбертинум

Портрет мальчика.

Мрамор. 2-я четв. III в.

Дрезден, Альбертинум.

Описание:
В 30—40-е годы III века порт­рет­ная пла­сти­ка дости­га­ет наи­выс­ше­го подъ­ема реа­ли­сти­че­ско­го экс­прес­сив­но­го сти­ля, кото­рый заро­дил­ся еще в эпо­ху Севе­ров.

К луч­шим про­из­веде­ни­ям отно­сит­ся порт­рет­ная ста­туя маль­чи­ка в тоге, хра­ня­ща­я­ся в собра­нии скульп­ту­ры в Дрездене. Это, по-види­мо­му, посмерт­ное изо­бра­же­ние одно­го из чле­нов импе­ра­тор­ской фами­лии. Сох­ра­ни­лась толь­ко верх­няя часть ста­туи. Мастер изо­бра­зил боль­ше­го­ло­во­го под­рост­ка, во взгляде кото­ро­го, кажет­ся, чита­ет­ся вопрос и недо­уме­ние. Тор­же­ст­вен­ная одеж­да и печаль­ное лицо напо­ми­на­ют о смер­ти. Этот порт­рет выпол­нен в стро­гом сти­ле, мастер заме­ня­ет живо­пис­ную мас­су волос ску­пы­ми насеч­ка­ми и мяг­кие склад­ки одеж­ды — жест­ки­ми, как бы накрах­ма­лен­ны­ми склад­ка­ми.

При­вле­ка­ет вни­ма­ние кон­та­бу­ла­рий — твер­дая попе­ре­ч­ная склад­ка тоги, кото­рая появ­ля­ет­ся на скульп­ту­рах, изо­бра­жаю­щих знат­ных людей. Эта склад­ка, состо­я­щая из несколь­ких сло­ев тка­ни, — вхо­дит в моду во вто­рой чет­вер­ти III века как знак при­над­леж­но­сти к очень высо­ко­му роду. Ее плос­кост­ная, линей­ная трак­тов­ка кон­тра­сти­ру­ет с реа­ли­сти­че­ским обра­зом порт­рет­ных изо­бра­же­ний. Мож­но думать, что это пер­вый симп­том буду­ще­го плос­кост­но-гра­фи­че­ско­го сти­ля в изо­бра­же­нии одеж­ды, кото­рый раз­ви­ва­ет­ся во вто­рой поло­вине III века.

Н. Н. Бри­то­ва

Источники:
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский мужчина мужчины мужской скульптура скульптурный sculptura римская римские мрамор детский бюст мальчика мальчик юноша тога контабулата toga contabulata contabulatio контабуларий контабулярий тогата тогатус