Голова юноши из Мелитополя
Мрамор. 260-е гг.Берлин, Государственные музеи

Голова юноши из Мелитополя.

Мрамор. 260-е гг.

Берлин, Государственные музеи.

Происхождение:
Най­ден в Мизии, в Мели­то­по­ле (Малая Азия).

Описание:
Что же отли­ча­ет это про­из­веде­ние гре­че­ско­го масте­ра от работ рим­ских скуль­п­то­ров того вре­ме­ни? Общим для гре­че­ско­го и рим­ско­го пони­ма­ния зада­чи в реше­нии обра­за в порт­ре­тах III века явля­ет­ся показ внут­рен­ней сущ­но­сти чело­ве­ка. В работах гре­че­ских порт­ре­тов содер­жа­ние обра­за дает­ся более обоб­щен­но и в более смяг­чен­ной фор­ме. Так, напри­мер, в рас­смот­рен­ной нами голо­ве отсут­ст­ву­ют нату­ра­ли­сти­че­ские дета­ли, такие, как пере­да­ча мор­щин, асим­мет­рия черт, кото­рые встре­ча­ют­ся в боль­шин­стве про­из­веде­ний рим­ских масте­ров. Кро­ме того, для гре­че­ских худож­ни­ков харак­тер­но сох­ра­не­ние очень высо­ко­го тех­ни­че­ско­го мастер­ства испол­не­ния.

Образ­цом гре­че­ской мало­азий­ской работы явля­ет­ся порт­рет моло­до­го чело­ве­ка из Государ­ст­вен­ных музеев в Бер­лине, най­ден­ный в Мизии, в Мели­то­по­ле (Малая Азия). Он дати­ру­ет­ся 60-ми года­ми III века, выпол­нен в гре­че­ской тра­ди­ции, со свой­ст­вен­ной гре­че­ским масте­рам мяг­ко­стью трак­тов­ки поверх­но­сти и вдум­чи­во­стью в пере­да­че внут­рен­не­го обли­ка порт­ре­ти­ру­е­мо­го. В отли­чие от рим­ско­го масте­ра, кото­рый заме­ча­ет и фик­си­ру­ет все самое харак­тер­ное, гре­че­ский мастер мно­гое из увиден­но­го в чело­ве­ке отбра­сы­ва­ет и пода­ет его образ в опо­э­ти­зи­ро­ван­ном виде. Он при­да­ет взгляду мяг­кость и рас­се­ян­ность.

Н. Н. Бри­то­ва

Источники:
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский мужчина мужчины мужской скульптура скульптурный sculptura римская римские мрамор голова юноши из мелитополя юноша