Вакх, находящий Ариадну
Фреска из Помпей.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Инв. № 9271.Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII Фото: Эджисто Сани

Вакх, находящий Ариадну.

Фреска из Помпей.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Инв. № 9271.

Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.

Помпеи, Археологический парк.
Происхождение:
Пом­пеи.

Описание:
Ари­ад­ну, поки­ну­тую Тесе­ем на Нак­со­се, спа­са­ет от оди­но­че­ства бог Дио­нис. Бог со сво­ей сви­той явля­ет­ся на ост­ров и нахо­дит ее в уны­нии и отча­я­нии, спя­щей под про­стым пок­ры­ва­лом. Он влюб­ля­ет­ся в нее и уно­сит, сде­лав сво­ей неве­стой и пода­рив золотую диа­де­му, кото­рая впо­след­ст­вии будет пре­вра­ще­на в созвездие. На фрес­ке запе­чат­лен момент обна­ру­же­ния Дио­ни­сом пре­крас­ной девуш­ки. Дио­ни­са пора­жа­ет ее кра­сота и, как гово­рит Овидий, он сра­зу же влюб­ля­ет­ся в Ари­ад­ну. Амур и изо­бра­жен­ный с тир­сом в пра­вой руке Силен нахо­дят­ся рядом с ним, а в это вре­мя заин­три­го­ван­ный про­ис­хо­дя­щим сатир выгляды­ва­ет из-за скал пря­мо над Ари­ад­ной. На зад­нем плане вид­ны дру­гие чле­ны дио­ни­сий­ско­го кор­те­жа, напо­ло­ви­ну скры­тые эле­мен­та­ми пей­за­жа.

Овидий опи­сы­ва­ет эти собы­тия в сле­дую­щих сти­хах (Met., 8, 169—182):

После того как туда полу­бык-полу­ю­но­ша заперт
Был, и два раза уже напи­тал­ся актей­скою кро­вью,
В тре­тий же был усми­рен, через новое девя­ти­ле­тье.
С помо­щью девы та дверь, нико­му не отвер­стая два­жды,
Сно­ва была най­де­на пока­за­ньем рас­пу­щен­ной нити;
И не замед­лил Эгид: Мино­иду похи­тив, напра­вил
К Дии свои пару­са, где спут­ни­цу-деву, жесто­кий,
Бро­сил на бре­ге, но к ней, поки­ну­той, слез­но моля­щей,
Вакх сни­зо­шел и обнял ее, чтобы веч­ные веки
Сла­ви­лась в небе она, он снял с чела ее вен­чик
И до созвездий мет­нул; поле­тел он воздуш­ным про­стран­ст­вом,
И на лету в пла­ме­на обра­ща­лись его само­цве­ты.
Оста­но­ви­лись в выси, сох­ра­няя вен­ца очер­та­нье,
Близ Гер­ку­ле­са со зме­ем в руке и с сог­бен­ным коле­ном.
(Пер. С. В. Шер­вин­ско­го)

Источники:
© 2018 г. Фото: Эджисто Сани.
Выставка: «Ovidio: Loves, Myths & Other Stories», Scuderie del Quirinale, Rome (17.10.2018 — 20.01.2019).
© 2018 г. Текст: музейная табличка.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские четвертый стиль iv помпеянский помпейский четвертого стиля помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii греческая мифология mythologia graeca ариадна ариадны ariadna ariadne дионис dionysus менада менады maenas maenades сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus силен силена силены силенов silenus sileni selenus papposilenus эрот эроты эрос эрота eros romana амур амуры купидон купидона amor вакх вакха бахус бахуса bacchus женская прическа тирс thyrsus плющевой венок из плюща плющ corona hedera плащ наплечный браслет armilla крылатый крылатого alatus alata ожерелье torquis скала спящий спящая спящего спящей сон somnus балдахин навес полуобнаженный полуобнаженного обнаженный мужчина полуобнаженная полуобнаженной покрывало одеяло поза жест эротического отдыха покоя эротический отдых покой с запрокинутой рукой запрокинутая рука находящий ариадну инв № 9271