Вторая четверть IV в. н. э.
CIL X 7123.Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси» Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с портретами супружеской пары в раковине и сценами из Старого и Нового Заветов (саркофаг Адельфии).
Вторая четверть IV в. н. э.
CIL X 7123.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
Саркофаг Адельфии
Саркофаг Адельфии является наиболее примечательным образцом позднеантичного искусства не только в Сиракузах, но и на всей Сицилии. Его обнаружил Франческо Саверио Каваллари 12 июня 1872 г. при выемке земли в ротонде, названной впоследствии по имени на табличке. Внутри саркофага находились останки одного человека, уложенные на тонкий свинцовый лист.
Беломраморный саркофаг состоит из двух частей: короба и крышки со свинцовой прокладкой между ними. Длина 207 см, высота 69 см, ширина 85 см; крышка: 200 × 81 см, высота ок. 20 см. Рельеф покрывает только фронтальную поверхность; боковые и тыльная стороны обработаны грубо. Следовательно, изначально он был вдвинут в нишу или в аркосолий.
Саркофаг был создан в конце эпохи Константина, или, менее определенно, во второй половине IV в. н. э. и принадлежит к классу саркофагов с двумя регистрами и образом покойных в центральном медальоне. Стилистические различия между рельефами короба и крышки, меньшие по сравнению с коробом размеры крышки, повторение на крышке сцены, присутствующей на рельефе короба и обилие известкового раствора, скрепляющего короб и крышку, наводят на мысль, что крышка исходно принадлежала другому саркофагу эпохи Феодосия.
Тринадцать сцен из Ветхого и Нового Заветов распределены следующим образом: в верхнем регистре сцены 4—
В центре рельефа расположена раковина с полубюстовыми портретами двух супругов. Слева находится изображение Адельфии, украшенной ожерельем из двух ниток жемчуга и одного прямоугольного камня, а также браслетом на правом запястье. Ее прическа выполнена в виде короны, что типично для эпохи Константина. Левой рукой она обнимает плечи супруга, а правой касается его руки. Супруг изображен в три четверти, прическа короткая, приглаженная сверху. Борода отсутствует. В левой руке он держит свиток, а жест правой руки свидетельствует о том, что он произносит речь: два пальца вытянуты и сомкнуты, а остальные согнуты в кулак, как будто он говорит что-то супруге, на которую обращен его взгляд.
Крышка, изначально принадлежавшая другому саркофагу, была использована повторно. В сравнении с коробом она является менее дорогой работой: поверхность грубо обтесана долотом, на внутренней поверхности имеется декоративный рельеф с овощами и крыльями. На рельефе крышки представлены сцены 1 и 3; художественный уровень их исполнения заметно ниже, чем у рельефов саркофага. Обращает на себя внимание отсутствие симметрии сцен крышки относительно сцен короба.
Фигуры обоих рельефов были окрашены яркими цветными пигментами. Следы краски сохранились в верхнем регистре на цветах, а также на заднем плане в промежутках между фигурами.
В центре крышки находится надпись на латинском языке в три строки:
HIC ADELFIA CLARISSIMA FEMINA / POSITA CONPAR / BALERI(!) COMITIS
(Здесь лежит Адельфия, знатная женщина, супруга графа Валерия).
Существует несколько предположений о том, кем являлся comes Valerius, супруг Адельфии. Согласно первой, ныне отвергнутой гипотезе, это был представитель сенаторского семейства Арадиев (Aradii) Луций Валерий Арадий Прокул Популоний, консул Сицилии с 325 по 330 гг. н. э. и, возможно, владелец виллы на пьяцца Армерина. Новые археологические расследования обстоятельств обнаружения саркофага, а именно изучение последовательности перестройки катакомб Сан-Джованни, где расположена ротонда Адельфии, позволили изменить временны́е рамки, в которых проводится идентификация данного персонажа. В соответствии с последними предположениями, comes Valerius военным путем искоренял ростки ереси во времена становления христианства на Сицилии, чему Св. Августин в 419 г. посвятил свой трактат. Эту гипотезу подтверждает иконография саркофага, подчеркивающая благочестие супругов. Согласно хронологии из источников, наиболее подходящей оказывается датировка между 421 г., когда он выполнял обязанности comes, и временем последней перестройки монумента ротонды, предпринятой в первых десятилетиях V в. н. э.
В наше время личность знатной дамы Адельфии остается не раскрытой: мы не знаем, какую роль она играла в общественной жизни, несмотря на то, что она удостоилась столь грандиозной гробницы, возведение которой потребовало переустройства большого участка общественного кладбища, что позволялось лишь привилегированным и выдающимся особам.