Римская вилла дель Казале (план-схема)
1-я пол. IV в.Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале Фото: И. А. Шурыгин

Римская вилла дель Казале (план-схема).

1-я пол. IV в.

Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале.

Описание:

Вход и вести­бул

Посе­ти­тель попа­дал на терри­то­рию вил­лы через мону­мен­таль­ный вход (11a), оформ­лен­ный как три­ум­фаль­ная арка с тре­мя свод­ча­ты­ми про­хо­да­ми, кото­рые когда-то запи­ра­лись дву­ст­вор­ча­ты­ми ворота­ми. Боко­вые пило­ны арки были укра­ше­ны дву­мя пара­ми фон­та­нов.

Арка ведет во двор, выпол­нен­ный в виде поли­го­наль­но­го пор­ти­ка (11b), в север­ной части кото­ро­го нахо­дит­ся неболь­шой зал с абсидой, так назы­вае­мая эди­ку­ла Вене­ры (15), из кото­рой через про­ход­ную ком­на­ту (1) мож­но прой­ти в тер­мы. В восточ­ной части дво­ра откры­ва­ет­ся про­ход в пере­д­нюю (вести­бул, vestibulum) (18) — пря­мо­уголь­ное поме­ще­ние, где встре­ча­ли гостей. Моза­и­ка, пок­ры­вав­шая пол вести­бу­ла, сох­ра­ни­лась лишь частич­но: в цен­тре мож­но видеть эмбле­му, вокруг кото­рой рас­по­ло­же­ны бога­то оде­тые фигу­ры в лав­ро­вых вен­ках; воз­мож­но, это тор­же­ст­вен­ная встре­ча хозя­и­на, при­бы­ваю­ще­го на свою вил­лу (adventus).

Пери­стиль и тер­мы

Из вести­бу­ла посе­ти­те­ли сле­до­ва­ли в огром­ный пря­мо­уголь­ный пери­стиль (19 на плане вил­лы), из кото­ро­го откры­ва­ют­ся про­хо­ды в раз­лич­ные поме­ще­ния вил­лы. Моза­ич­ный пол пор­ти­ка укра­шен прото­ма­ми живот­ных в лав­ро­вых вен­ках. Сте­ны длин­но­го про­хо­да на восточ­ной сто­роне сох­ра­ни­ли фраг­мен­ты фре­сок, на кото­рых, пред­по­ло­жи­тель­но, были изо­бра­же­ны воору­жен­ные фигу­ры с боль­ши­ми щита­ми, кото­рые «соп­ро­вож­да­ли» посе­ти­те­ля, иду­ще­го в при­ем­ный зал. В юго-запад­ном углу кры­той части пери­сти­ля име­ет­ся отдель­ное поме­ще­ние — сацел­лум Лар (лара­рий) (19a) — неболь­шая ком­на­та с абсидой, види­мо, посвя­щен­ная боже­ствам-пок­ро­ви­те­лям дома. Из запад­ной гале­реи пери­сти­ля через анти­ка­ме­ру (20) мож­но прой­ти в при­ват­ный туа­лет (латри­ну), кото­рым поль­зо­ва­лись чле­ны семей­ства. Моза­ич­ный пол латри­ны укра­шен изо­бра­же­ни­я­ми играю­щих зве­рей.

В севе­ро-запад­ной части вил­лы рас­по­ло­жен ком­плекс терм. Из пери­сти­ля в него ведет при­ват­ный про­ход (21), наполь­ная моза­и­ка кото­ро­го изо­бра­жа­ет хозяй­ку дома (domina), направ­ля­ю­щу­ю­ся в тер­мы в соп­ро­вож­де­нии детей, или, по дру­гой вер­сии, при­слу­ги, сре­ди кото­рой выде­ля­ют­ся два бело­ку­рых раба гер­ман­ско­го про­ис­хож­де­ния. Коридор из пери­сти­ля в тер­мы выхо­дит в двух­аб­сид­ный зал (aula biabsidata) (3), кото­рый, пред­по­ло­жи­тель­но, выпол­нял функ­цию пале­ст­ры. Его пол укра­шен гран­ди­оз­ной моза­и­кой, изо­бра­жаю­щей бега квад­риг в Вели­ком цир­ке (Circus Maximus). Затем посе­ти­тель ока­зы­ва­ет­ся во фри­гида­рии (4) — про­стор­ном окта­го­наль­ном зале с моза­ич­ным изо­бра­же­ни­ем мор­ско­го кор­те­жа. В этом поме­ще­нии были рас­по­ло­же­ны два бан­ных бас­сей­на с про­хлад­ной водой и четы­ре неболь­шие ком­на­ты с абсида­ми — апо­ди­те­рии, где мож­но было пере­одеть­ся перед баня­ми и после них. Пере­оде­ва­ние посе­ти­те­лей изо­бра­же­но на моза­ич­ных полах апо­ди­те­ри­ев. Далее посе­ти­тель ока­зы­ва­ет­ся в мас­саж­ной ком­на­те (5), где на наполь­ной моза­и­ке пред­став­ле­на фигу­ра атле­та, кото­ро­му слу­ги выпол­ня­ют мас­ля­ный мас­саж. За мас­саж­ной ком­на­той нахо­дит­ся наг­ре­тое поме­ще­ние — тепида­рий (6). От его наполь­ной моза­и­ки сох­ра­ни­лись лишь фраг­мен­ты, изо­бра­жаю­щие бег с факе­ла­ми. В тепида­рии рас­по­ло­же­ны два калида­рия (7 и 9) с ваза­ми, напол­нен­ны­ми горя­чей водой, и гре­че­ская пар­ная (laconica) (8). К ком­плек­су терм отно­сит­ся так­же боль­шая латри­на с пор­ти­ком и полу­круж­ной колон­на­дой (14), рас­по­ло­жен­ная рядом с глав­ным вхо­дом, в луч­шие вре­ме­на пок­ры­тая чере­пич­ной кры­шей.

Поме­ще­ния к севе­ру от пери­сти­ля

К пря­мо­уголь­но­му пери­сти­лю при­ле­жит груп­па поме­ще­ний раз­лич­но­го назна­че­ния. Самые отда­лен­ные из них (22—25 и 31—32) явля­лись слу­жеб­ны­ми; их пол укра­шен моза­ич­ным гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том. В одной из них сох­ра­ни­лись остат­ки печи, пост­ро­ен­ной в Сред­ние века, что свиде­тель­ст­ву­ет об исполь­зо­ва­нии вил­лы в постан­тич­ном пери­о­де. Рядом с цен­траль­ной частью коридо­ра пери­сти­ля нахо­дят­ся сто­ло­вые и жилые ком­на­ты (26—29), пред­на­зна­чав­ши­е­ся для гостей (hospitalia). Они укра­ше­ны жан­ро­вы­ми сце­на­ми, а одна из них (27) — инте­рес­ней­шей тан­це­валь­ной сце­ной.

«Боль­шая охота»

Прой­дя в восточ­ном направ­ле­нии и под­няв­шись по несколь­ким сту­пе­ням, посе­ти­тель попа­да­ет в длин­ный коридор, слу­жа­щий анти­ка­ме­рой для бази­ли­ки, полу­чив­ший наз­ва­ние «Коридор Боль­шой охоты» (36) по моза­ич­ным сюже­там, укра­шаю­щим его пол. Моза­и­ки коридо­ра изо­бра­жа­ют сце­ны охоты (venationes) — лов­лю диких зве­рей и их отправ­ку в Рим для пред­став­ле­ний в Вели­ком цир­ке (Circus Maximus). Фак­ти­че­ски, в одном про­дол­го­ва­том поме­ще­нии пред­став­ле­на огром­ная гео­гра­фи­че­ская кар­та терри­то­рии Импе­рии с запа­да до восто­ка, насе­лен­ная раз­лич­ны­ми живот­ны­ми: сви­ре­пы­ми льва­ми, носо­ро­га­ми и даже мифи­че­ски­ми суще­ства­ми — гри­фо­на­ми. Их ловят воору­жен­ные охот­ни­ки, кото­ры­ми коман­ду­ют всад­ни­ки, затем их пере­во­зят на берег и гру­зят на кораб­ли.

Сад и поме­ще­ния к югу от пери­сти­ля

Внут­ри пери­сти­ля в направ­ле­нии с запа­да на восток был рас­ки­нут эле­гант­ный сад (19с), укра­шен­ный фон­та­ном из трех чаш. В цен­траль­ной чаше над водой, окан­то­ван­ная чер­ной лен­той, мож­но было видеть моза­и­ку на мор­ские моти­вы с рыба­ми в вол­нах. Ком­на­ты 33 и 34, кото­рым на севе­ре соот­вет­ст­ву­ют ком­на­ты 31 и 32, явля­лись слу­жеб­ны­ми поме­ще­ни­я­ми; их полы укра­ше­ны гео­мет­ри­че­ским орна­мен­том. Одна­ко во вто­рой из них (34) поверх пер­во­на­чаль­ной моза­и­ки, изо­бра­жав­шей жен­ские атле­ти­че­ские игры, была уло­же­на новая, орна­мен­таль­ная моза­и­ка. К югу от них рас­по­ло­же­на т. н. «бесед­ка Орфея» (diaeta di Orfeo, 35) — зала с абсидой, вход в кото­рую флан­ки­ро­ван колон­на­ми. Это поме­ще­ние укра­ше­но заме­ча­тель­ной моза­и­кой, изо­бра­жаю­щей Орфея под боль­шим дере­вом, играю­ще­го на лире в окру­же­нии раз­лич­ных живот­ных, при­вле­чен­ных его музы­кой. Рас­по­ло­жен­ная напро­тив ком­на­ты Малой охоты и функ­цио­наль­но урав­но­ве­ши­ваю­щая ее, эта зала, веро­ят­но, слу­жи­ла в каче­стве лет­ней сто­ло­вой или, если исхо­дить из тема­ти­ки моза­и­ки, ком­на­той для музы­каль­ных раз­вле­че­ний.

Три­кли­ний и оваль­ный пор­тик

В южной части вил­лы нахо­дит­ся еще один пери­стиль, одна­ко име­ю­щий оваль­ную фор­му — Xystus (46). Его запад­ная око­неч­ность пред­став­ле­на полу­круг­лым ним­фе­ем (46а). Моза­и­ки пор­ти­ка боль­шей частью утра­че­ны, сох­ра­ни­лись прото­мы живот­ных в спи­ра­лях акан­та. Моза­и­ки откры­той части пери­сти­ля изо­бра­жа­ли вод­ные игри­ща вокруг фон­та­нов, так­же оформ­лен­ных моза­и­кой.

По сто­ро­нам от пери­сти­ля нахо­ди­лись груп­пы по три неболь­шие ком­на­ты кото­рые мог­ли иметь как слу­жеб­ное назна­че­ние, так и жилое. Из полы укра­ше­ны моза­и­ка­ми с аму­ра­ми, давя­щи­ми вино­град (47, 49) и рыба­ка­ми (51, 52).

Оваль­ный пери­стиль сце­но­гра­фи­че­ски слу­жил сво­его рода пред­две­ри­ем боль­шо­го рос­кош­но­го зала — трехаб­сид­но­го три­кли­ния (57). Его моза­и­ки пред­став­ля­ют обшир­ную про­грам­му. В цен­траль­ной части изо­бра­же­ны 12 подви­гов Герак­ла, а в север­ной абсиде — апо­фе­оз Герак­ла, увен­чи­вае­мо­го Юпи­те­ром. В восточ­ной части мож­но видеть Гиган­тов, ата­ку­е­мых зме­я­ми, повер­жен­ных и аго­ни­ру­ю­щих. И, нако­нец, в южной абсиде пред­став­лен миф о Ликур­ге, пытаю­щем­ся убить ним­фу Амбро­зию, кото­рая пре­вра­ща­ет­ся в рас­те­ние и опу­ты­ва­ет его; в то же вре­мя на него напа­да­ют Мена­ды.

При­ват­ные апар­та­мен­ты

В запад­ной части рези­ден­ции по обе сто­ро­ны от бази­ли­ки нахо­дят­ся при­ват­ные апар­та­мен­ты. Южные, боль­ших раз­ме­ров, начи­на­ют­ся от полу­круг­ло­го атрия с пор­ти­ком (40) из кото­ро­го цен­траль­ный вход ведет в боль­шую залу с абсидой (41), а боко­вые — в две анти­ка­ме­ры (42, 44), кото­рые про­дол­жа­ют­ся куби­ку­лом с аль­ко­вом (43) и залой с абсидой (45). В послед­них двух моза­и­ки изо­бра­жа­ют гон­ки детей в малень­ком цир­ке на колес­ни­цах, запря­жен­ных пти­ца­ми (44) и детей-охот­ни­ков (43), то есть повто­ря­ю­щих заня­тия взрос­лых, изо­бра­жен­ные в дру­гих поме­ще­ни­ях вил­лы. Цен­траль­ная зала с абсидой (41) укра­ше­на моза­и­кой с мор­ским кор­те­жем нере­ид, три­то­нов и раз­но­об­раз­ных живот­ных во гла­ве с Ари­о­ном — мифи­че­ским пер­со­на­жем, играю­щем на цит­ре, сидя вер­хом на дель­фине. Апар­та­мен­ты север­ной груп­пы име­ют мень­шие раз­ме­ры и состо­ят из трех поме­ще­ний: анти­ка­ме­ры (37) с моза­и­кой на мифо­ло­ги­че­ский сюжет (Улисс пред­ла­га­ет вино Поли­фе­му), малень­кая зала с абсидой (38), укра­шен­ная изо­бра­же­ни­я­ми чаш с фрук­та­ми и спаль­ня с аль­ко­вом (39) с извест­ней­шим изо­бра­же­ни­ем обни­маю­щих­ся воз­люб­лен­ных (пред­по­ло­жи­тель­но, Эрота и Пси­хеи).

Бази­ли­ка

Меж­ду дву­мя груп­па­ми при­ват­ных апар­та­мен­тов соеди­ня­ю­щий их коридор со сце­на­ми Боль­шой охоты пре­ры­ва­ет­ся несколь­ки­ми сту­пе­ня­ми, веду­щи­ми в Бази­ли­ку (58). Вход в бази­ли­ку укра­шен моза­и­кой. Это самая про­стор­ная и самая офи­ци­аль­ная часть вил­лы, слу­жив­шая залой для ауди­ен­ций. В нее попа­да­ли через мону­мен­таль­ный вход, огра­ни­чен­ный дву­мя высо­ки­ми колон­на­ми из розо­во­го еги­пет­ско­го гра­ни­та. Это было самое бога­то укра­шен­ное поме­ще­ние вил­лы. Для его отдел­ки исполь­зо­ва­ны дра­го­цен­ные поли­хром­ные мра­мо­ры, при­ве­зен­ные из раз­ных частей Сре­ди­зем­но­мо­рья. Мра­мор­ны­ми пли­та­ми был покрыт не толь­ко пол, но и абсиды.


Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2019 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: архитектура architectura сицилия пьяцца армерина piazza armerina римская вилла дель казале касале план схема