Римская вилла дель Казале (план-схема).
Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале.
Вход и вестибул
Посетитель попадал на территорию виллы через монументальный вход (11a), оформленный как триумфальная арка с тремя сводчатыми проходами, которые когда-то запирались двустворчатыми воротами. Боковые пилоны арки были украшены двумя парами фонтанов.
Арка ведет во двор, выполненный в виде полигонального портика (11b), в северной части которого находится небольшой зал с абсидой, так называемая эдикула Венеры (15), из которой через проходную комнату (1) можно пройти в термы. В восточной части двора открывается проход в переднюю (вестибул, vestibulum) (18) — прямоугольное помещение, где встречали гостей. Мозаика, покрывавшая пол вестибула, сохранилась лишь частично: в центре можно видеть эмблему, вокруг которой расположены богато одетые фигуры в лавровых венках; возможно, это торжественная встреча хозяина, прибывающего на свою виллу (adventus).
Перистиль и термы
Из вестибула посетители следовали в огромный прямоугольный перистиль (19 на плане виллы), из которого открываются проходы в различные помещения виллы. Мозаичный пол портика украшен протомами животных в лавровых венках. Стены длинного прохода на восточной стороне сохранили фрагменты фресок, на которых, предположительно, были изображены вооруженные фигуры с большими щитами, которые «сопровождали» посетителя, идущего в приемный зал. В юго-западном углу крытой части перистиля имеется отдельное помещение — сацеллум Лар (ларарий) (19a) — небольшая комната с абсидой, видимо, посвященная божествам-покровителям дома. Из западной галереи перистиля через антикамеру (20) можно пройти в приватный туалет (латрину), которым пользовались члены семейства. Мозаичный пол латрины украшен изображениями играющих зверей.
В северо-западной части виллы расположен комплекс терм. Из перистиля в него ведет приватный проход (21), напольная мозаика которого изображает хозяйку дома (domina), направляющуюся в термы в сопровождении детей, или, по другой версии, прислуги, среди которой выделяются два белокурых раба германского происхождения. Коридор из перистиля в термы выходит в двухабсидный зал (aula biabsidata) (3), который, предположительно, выполнял функцию палестры. Его пол украшен грандиозной мозаикой, изображающей бега квадриг в Великом цирке (Circus Maximus). Затем посетитель оказывается во фригидарии (4) — просторном октагональном зале с мозаичным изображением морского кортежа. В этом помещении были расположены два банных бассейна с прохладной водой и четыре небольшие комнаты с абсидами — аподитерии, где можно было переодеться перед банями и после них. Переодевание посетителей изображено на мозаичных полах аподитериев. Далее посетитель оказывается в массажной комнате (5), где на напольной мозаике представлена фигура атлета, которому слуги выполняют масляный массаж. За массажной комнатой находится нагретое помещение — тепидарий (6). От его напольной мозаики сохранились лишь фрагменты, изображающие бег с факелами. В тепидарии расположены два калидария (7 и 9) с вазами, наполненными горячей водой, и греческая парная (laconica) (8). К комплексу терм относится также большая латрина с портиком и полукружной колоннадой (14), расположенная рядом с главным входом, в лучшие времена покрытая черепичной крышей.
Помещения к северу от перистиля
К прямоугольному перистилю прилежит группа помещений различного назначения. Самые отдаленные из них (22—
«Большая охота»
Пройдя в восточном направлении и поднявшись по нескольким ступеням, посетитель попадает в длинный коридор, служащий антикамерой для базилики, получивший название «Коридор Большой охоты» (36) по мозаичным сюжетам, украшающим его пол. Мозаики коридора изображают сцены охоты (venationes) — ловлю диких зверей и их отправку в Рим для представлений в Великом цирке (Circus Maximus). Фактически, в одном продолговатом помещении представлена огромная географическая карта территории Империи с запада до востока, населенная различными животными: свирепыми львами, носорогами и даже мифическими существами — грифонами. Их ловят вооруженные охотники, которыми командуют всадники, затем их перевозят на берег и грузят на корабли.
Сад и помещения к югу от перистиля
Внутри перистиля в направлении с запада на восток был раскинут элегантный сад (19с), украшенный фонтаном из трех чаш. В центральной чаше над водой, окантованная черной лентой, можно было видеть мозаику на морские мотивы с рыбами в волнах. Комнаты 33 и 34, которым на севере соответствуют комнаты 31 и 32, являлись служебными помещениями; их полы украшены геометрическим орнаментом. Однако во второй из них (34) поверх первоначальной мозаики, изображавшей женские атлетические игры, была уложена новая, орнаментальная мозаика. К югу от них расположена т. н. «беседка Орфея» (diaeta di Orfeo, 35) — зала с абсидой, вход в которую фланкирован колоннами. Это помещение украшено замечательной мозаикой, изображающей Орфея под большим деревом, играющего на лире в окружении различных животных, привлеченных его музыкой. Расположенная напротив комнаты Малой охоты и функционально уравновешивающая ее, эта зала, вероятно, служила в качестве летней столовой или, если исходить из тематики мозаики, комнатой для музыкальных развлечений.
Триклиний и овальный портик
В южной части виллы находится еще один перистиль, однако имеющий овальную форму — Xystus (46). Его западная оконечность представлена полукруглым нимфеем (46а). Мозаики портика большей частью утрачены, сохранились протомы животных в спиралях аканта. Мозаики открытой части перистиля изображали водные игрища вокруг фонтанов, также оформленных мозаикой.
По сторонам от перистиля находились группы по три небольшие комнаты которые могли иметь как служебное назначение, так и жилое. Из полы украшены мозаиками с амурами, давящими виноград (47, 49) и рыбаками (51, 52).
Овальный перистиль сценографически служил своего рода преддверием большого роскошного зала — трехабсидного триклиния (57). Его мозаики представляют обширную программу. В центральной части изображены 12 подвигов Геракла, а в северной абсиде — апофеоз Геракла, увенчиваемого Юпитером. В восточной части можно видеть Гигантов, атакуемых змеями, поверженных и агонирующих. И, наконец, в южной абсиде представлен миф о Ликурге, пытающемся убить нимфу Амброзию, которая превращается в растение и опутывает его; в то же время на него нападают Менады.
Приватные апартаменты
В западной части резиденции по обе стороны от базилики находятся приватные апартаменты. Южные, больших размеров, начинаются от полукруглого атрия с портиком (40) из которого центральный вход ведет в большую залу с абсидой (41), а боковые — в две антикамеры (42, 44), которые продолжаются кубикулом с альковом (43) и залой с абсидой (45). В последних двух мозаики изображают гонки детей в маленьком цирке на колесницах, запряженных птицами (44) и детей-охотников (43), то есть повторяющих занятия взрослых, изображенные в других помещениях виллы. Центральная зала с абсидой (41) украшена мозаикой с морским кортежем нереид, тритонов и разнообразных животных во главе с Арионом — мифическим персонажем, играющем на цитре, сидя верхом на дельфине. Апартаменты северной группы имеют меньшие размеры и состоят из трех помещений: антикамеры (37) с мозаикой на мифологический сюжет (Улисс предлагает вино Полифему), маленькая зала с абсидой (38), украшенная изображениями чаш с фруктами и спальня с альковом (39) с известнейшим изображением обнимающихся возлюбленных (предположительно, Эрота и Психеи).
Базилика
Между двумя группами приватных апартаментов соединяющий их коридор со сценами Большой охоты прерывается несколькими ступенями, ведущими в Базилику (58). Вход в базилику украшен мозаикой. Это самая просторная и самая официальная часть виллы, служившая залой для аудиенций. В нее попадали через монументальный вход, ограниченный двумя высокими колоннами из розового египетского гранита. Это было самое богато украшенное помещение виллы. Для его отделки использованы драгоценные полихромные мраморы, привезенные из разных частей Средиземноморья. Мраморными плитами был покрыт не только пол, но и абсиды.