Напольная мозаика со сценами охоты
Напольная мозаика жилой комнаты 30.
1-я пол. IV в.
Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Зал Малой охоты Фото: И. А. Шурыгин

Напольная мозаика со сценами охоты.

Напольная мозаика жилой комнаты 30.
1-я пол. IV в.

Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Зал Малой охоты.

Описание:

Зал малой охоты

Пред­став­ля­ет собой пря­мо­уголь­ное в плане поме­ще­ние, пред­на­зна­чен­ное для про­жи­ва­ния гостей. Наполь­ная моза­и­ка изо­бра­жа­ет раз­лич­ные эпи­зо­ды охоты в окрест­но­стях вил­лы. Моза­и­ка состо­ит из пяти реги­ст­ров.
В пер­вом (верх­нем) реги­ст­ре изо­бра­же­ны слу­ги, кото­рые под­во­дят к месту охоты и затем спус­ка­ют двух собак.
Вто­рой регистр посвя­щен жерт­во­при­но­ше­нию Диане. Боги­ня сто­ит на алта­ре, в одной руке она дер­жит лук, в дру­гой кол­чан. Иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что сле­ва от алта­ря сто­ят Кон­стан­ций Хлор, цезарь Мак­си­ми­а­на, и его сын, буду­щий импе­ра­тор Кон­стан­тин; спра­ва сто­ит сын Мак­си­ми­а­на, Мак­сен­ций.
В третьем реги­ст­ре пред­став­ле­ны сле­ва двое охот­ни­ков с соко­лом, кото­рые при­смат­ри­ва­ют­ся к двум дроздам на вет­вях лав­ра. В цен­тре двое охот­ни­ков пиру­ют под крас­ным наве­сом; им при­слу­жи­ва­ют два раба.
В чет­вер­том реги­ст­ре сле­ва соба­ка пре­сле­ду­ет зай­ца; сле­ва охот­ник целит­ся копьем в зай­ца, спря­тав­ше­го­ся в тени лав­ра. В пятом, ниж­нем реги­ст­ре сле­ва два охот­ни­ка заго­ня­ют двух оле­ней в сеть; спра­ва кабан, ране­ный копьем, ата­ку­ет одно­го из охот­ни­ков, упав­ше­го на зем­лю после ране­ния, а това­ри­щи охот­ни­ка с соба­ка­ми спа­са­ют его.
I Mosaici della Villa Romana del Casale. Edizioni Enjoy, 2018. P. 55-57.

Ком­на­та Малой охоты

Это рос­кош­ное поме­ще­ние, в кото­рое вхо­ди­ли непо­сред­ст­вен­но из пери­сти­ля, было пред­на­зна­че­но для вре­мя­про­вож­де­ния (Diaeta) в зим­нее вре­мя, судя по осве­ще­нию его полов в пол­день. Вход оформ­лен дву­мя мра­мор­ны­ми колон­на­ми с иони­че­ски­ми капи­те­ля­ми, кото­рые при­да­ют поме­ще­нию опре­де­лен­ную солид­ность. Вход­ных две­рей не было (сле­дов от петель, к кото­рым кре­пи­лись бы двер­ные створ­ки, не обна­ру­же­но); веро­ят­но от пери­сти­ля зал отде­лял­ся зана­ве­сом. Пол, укра­шен­ный рос­кош­ной моза­и­кой, име­ет неболь­шой наклон в сто­ро­ну пери­сти­ля, что долж­но было облег­чать его мытье. Моза­и­ка, дав­шая наз­ва­ние поме­ще­нию, изо­бра­жа­ет самые зре­лищ­ные момен­ты пол­но­го дня, посвя­щен­но­го охо­те. Дви­га­ясь с севе­ра на юг, зри­тель может видеть раз­лич­ные сце­ны.
Нача­ло охоты: два охот­ни­ка ведут двух сици­лий­ских бор­зых. Жерт­во­при­но­ше­ние Диане, сто­я­щей на пьеде­ста­ле с луком и кол­ча­ном, для уда­чи на охо­те (по сто­ро­нам от этой сце­ны охот­ни­ки пере­но­сят уби­то­го каба­на, и боро­да­тый чело­век дер­жит зай­ца в левой руке, а в пра­вой - охот­ни­чье копье (venabulum). Всад­ник метит копьем в зай­ца, спря­тав­ше­го­ся в тени. Охот­ни­ки пиру­ют поз крас­ным зана­ве­сом, а слу­ги под­но­сят им вино и кус­ки мяса из жаров­ни. Два охот­ни­ка с соко­ла­ми всмат­ри­ва­ют­ся в лист­ву пыш­но­го лав­ра, где спря­та­лись два дрозда-пере­смеш­ни­ка. Охота на каба­на. Охота на оле­ня, кото­ро­го два всад­ни­ка заго­ня­ют в натя­ну­тую заго­дя полу­кру­гом сеть. Над послед­ней сце­ной мож­но видеть зай­ца, запу­тав­ше­го­ся в сил­ках.
Фигу­ру с пате­рой в сцене жерт­во­при­но­ше­ния опре­де­ля­ют как цеза­ря Кон­стан­ция Хло­ра, за спи­ной кото­ро­го его сын Кон­стан­тин дер­жит под узд­цы коня. Фигу­ра спра­ва иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся как Мак­сен­ций, сын Мак­си­ми­а­на (листья плю­ща на широ­ких поло­сах его туни­ки явля­ют­ся, соглас­но Gentili, 1959, атри­бу­том Гер­ку­ле­са).
L’antica Villa Romana del Casale di Piazza Armerina. Ed. Apollo Liceo, 2018.


Источники:
© 2018 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2019 Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: мозаика рим римская пьяцца армерина piazza armerina вилла дель казале касале villa romana del casale напольная орнамент сцена охоты охота охотник