1-я пол. IV в.Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Зал Малой охоты Фото: И. А. Шурыгин
Напольная мозаика со сценами охоты.
1-я пол. IV в.
Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Зал Малой охоты.
Зал малой охоты
Представляет собой прямоугольное в плане помещение, предназначенное для проживания гостей. Напольная мозаика изображает различные эпизоды охоты в окрестностях виллы. Мозаика состоит из пяти регистров.
В первом (верхнем) регистре изображены слуги, которые подводят к месту охоты и затем спускают двух собак.
Второй регистр посвящен жертвоприношению Диане. Богиня стоит на алтаре, в одной руке она держит лук, в другой колчан. Исследователи полагают, что слева от алтаря стоят Констанций Хлор, цезарь Максимиана, и его сын, будущий император Константин; справа стоит сын Максимиана, Максенций.
В третьем регистре представлены слева двое охотников с соколом, которые присматриваются к двум дроздам на ветвях лавра. В центре двое охотников пируют под красным навесом; им прислуживают два раба.
В четвертом регистре слева собака преследует зайца; слева охотник целится копьем в зайца, спрятавшегося в тени лавра. В пятом, нижнем регистре слева два охотника загоняют двух оленей в сеть; справа кабан, раненый копьем, атакует одного из охотников, упавшего на землю после ранения, а товарищи охотника с собаками спасают его.
I Mosaici della Villa Romana del Casale. Edizioni Enjoy, 2018. P. 55-57.
Комната Малой охоты
Это роскошное помещение, в которое входили непосредственно из перистиля, было предназначено для времяпровождения (Diaeta) в зимнее время, судя по освещению его полов в полдень. Вход оформлен двумя мраморными колоннами с ионическими капителями, которые придают помещению определенную солидность. Входных дверей не было (следов от петель, к которым крепились бы дверные створки, не обнаружено); вероятно от перистиля зал отделялся занавесом. Пол, украшенный роскошной мозаикой, имеет небольшой наклон в сторону перистиля, что должно было облегчать его мытье. Мозаика, давшая название помещению, изображает самые зрелищные моменты полного дня, посвященного охоте. Двигаясь с севера на юг, зритель может видеть различные сцены.
Начало охоты: два охотника ведут двух сицилийских борзых. Жертвоприношение Диане, стоящей на пьедестале с луком и колчаном, для удачи на охоте (по сторонам от этой сцены охотники переносят убитого кабана, и бородатый человек держит зайца в левой руке, а в правой - охотничье копье (venabulum). Всадник метит копьем в зайца, спрятавшегося в тени. Охотники пируют поз красным занавесом, а слуги подносят им вино и куски мяса из жаровни. Два охотника с соколами всматриваются в листву пышного лавра, где спрятались два дрозда-пересмешника. Охота на кабана. Охота на оленя, которого два всадника загоняют в натянутую загодя полукругом сеть. Над последней сценой можно видеть зайца, запутавшегося в силках.
Фигуру с патерой в сцене жертвоприношения определяют как цезаря Констанция Хлора, за спиной которого его сын Константин держит под уздцы коня. Фигура справа идентифицируется как Максенций, сын Максимиана (листья плюща на широких полосах его туники являются, согласно Gentili, 1959, атрибутом Геркулеса).
L’antica Villa Romana del Casale di Piazza Armerina. Ed. Apollo Liceo, 2018.