1-я пол. IV в.Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Коридор Большой охоты Фото: И. А. Шурыгин
Коридор со сценами Большой охоты.
1-я пол. IV в.
Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Коридор Большой охоты.
Коридор Большой охоты
Длинный коридор с колоннами по обоим концам заканчивается абсидами с напольными люнетами. Он отделяет апартаменты хозяина виллы от базилики и апартаментов его супруги, расположенных в юго-восточном углу.
Пол коридора украшен великолепными мозаиками. В левом его конце изображена персонификация Мавритании, а в правом — Индии.
Оседание грунта в южной части привело к структурным сдвигам, которые, однако, не повредили композицию напольной мозаики, имеющую длину 200 римских футов (ок. 60 м) и представляющую своеобразную географическую карту известного на то время мира. Грандиозные сцены большой охоты в трех из двенадцати областей мира, известных во времена Римской империи (Африке, Италии и Индии), согласно Gentile, стоят выше мозаик виллы Константина и императорского дворца в Константинополе. Африка представлена в левой части коридора пятью провинциями (Мавритания, Нумидия, Проконсульская Африка, Триполитания, Бизацена). На пантеру в Африке охотятся с помощью ловушки, приманкой служит козленок. Кроме пантер, в Африке ловили антилоп, львов, диких лошадей и кабанов. На мозаике изображены различные сцены перевозки пойманных животных: военный подгоняет палкой нерадивого раба, двух страусов грузят на галеру в порту Карфагена, а затем сгружают с корабля в порту Остии, где два богато одетых чиновника, в беретах и с палками, руководят выгрузкой животных, привезенных из Египта, Африки и Индии. Обращает на себя внимание сцена погрузки на галеру слона, который, видимо, предназначался для триумфа и апофеоза императора и в таком качестве олицетворял могущество хозяина виллы, проводившего игры в амфитеатре. Монограмма M. A. рядом с хоботом слона, определенно, является поздним артефактом, появившемся в ходе реставрации в 1950-х годах, поскольку в своей монографии Джино Джентиле не упоминает о ней.
Сцену погрузки слона в Александрийском порту можно видеть, продвигаясь в сторону южной абсиды (вся она была реставрирована в V в. н. э.). Обращает на себя внимание отсутствие рыб в море и отличное от оригинального расположение конца мачты. Далее следуют сцены ловли дикого быка (uro), гиппопотама и носорога в дельте Нила.
Ниже лестницы с железными ступенями изображен персонаж в роскошных одеждах, сопровождаемый двумя военными с большими щитами. Л’Оранж склонен считать, что это император Максимиан. В верхнем регистре два воина готовятся поразить львицу, терзающую оленя. У одного из них на тунике виден знак левой свастики, символизирующей круговорот времен солярного года.
Далее, после сцен погрузки животных следует сцена поимки тигрицы конным воином, который скачет на корабль после того как бросил в нее стеклянным шаром, чтобы отвлечь ее внимание. И, наконец, следует сцена поимки грифона — фантастического существа, для привлечения которого в ловушку в качестве приманки используют ребенка.
На мозаичном полу южной абсиды изображена стоящая смуглая девушка (персонализация Индии). Слева от нее находится слон, покрытый сеткой, с маленькими ушами (этим он отличается от африканского слона с большими ушами), а справа — индийская тигрица. Эта картина завершает уникальную грандиозную мозаичную композицию.
© 2018 г. Описание: L’antica Villa Romana del Casale di Piazza Armerina. Ed. Apollo Liceo, 2018.
© 2019 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.