Колоссальный бюст Ливии, жены Августа
Гипсовый слепок мраморного бюста.
Оригинал: 23—31 гг. н. э.
Высота 68 см.
Инв. № MCR 314.Рим, Музей Римской культуры Фото: О. В. Любимова

Колоссальный бюст Ливии, жены Августа.

Гипсовый слепок мраморного бюста.
Оригинал: 23—31 гг. н. э.
Высота 68 см.
Инв. № MCR 314.

Рим, Музей Римской культуры.

Триполи, Археологический музей «Красный форт».
Происхождение:
Ори­ги­нал най­ден 9—15 июля 1934 г. в хра­ме Ромы и Авгу­ста в Боль­шой Леп­те, Ливия, хра­нит­ся в Архео­ло­ги­че­ском музее в Три­по­ли, Ливия.

Описание:
Заты­лок, часть спин­ки носа, кон­чик под­бо­род­ка, встав­ка отко­лоты; стё­са­ны участ­ки на воло­сах, лице, моч­ках ушей, шее. Зад­няя сто­ро­на ров­но выдолб­ле­на.

с. 110 Архео­ло­ги­че­ский кон­текст поз­во­ля­ет дати­ро­вать колос­саль­ную голо­ву Ливии из хра­ма Авгу­ста и Ромы на ста­ром фору­ме Боль­шой Леп­ты, посколь­ку здесь её порт­рет вхо­дил в состав семей­ной груп­пы, кото­рая, соглас­но над­пи­сям на хра­ме и двух базах ста­туй, была постав­ле­на в 23 г. н. э. или вско­ре после это­го, ещё при жиз­ни Авгу­сты. (Рис. 35)121. Одна­ко мас­шта­бы фигу­ры вне вся­ких сомне­ний ука­зы­ва­ют на то, что она и импе­ра­тор Тибе­рий — суще­ства, кото­рые вну­ша­ют куда боль­шее бла­го­го­ве­ние, чем осталь­ные чле­ны импе­ра­тор­ской семьи, при­сут­ст­ву­ю­щие в этой груп­пе. В неё вхо­ди­ли Гер­ма­ник и Друз II, два наслед­ни­ка Тибе­рия, кото­рых с. 111 постиг­ла безв­ре­мен­ная смерть. Они пред­ста­ва­ли перед зри­те­ля­ми в колес­ни­цах, в соп­ро­вож­де­нии сво­их жён и мате­рей, и все они были изо­бра­же­ны в чело­ве­че­ский рост. Эта груп­па, веро­ят­но, сто­я­ла на плат­фор­ме хра­ма, в пор­ти­ке, откры­том взглядам про­хо­жих на фору­ме, и над ней воз­вы­ша­лись четы­ре огром­ные фигу­ры: Август, боги­ня Рома, Тибе­рий и Юлия Авгу­ста (Ливия). Над­пись свиде­тель­ст­ву­ет о том, что вся эта груп­па была постав­ле­на сюда одно­вре­мен­но; таким обра­зом, раз­ли­чие мас­шта­бов сбли­жа­ет живу­ще­го импе­ра­то­ра и его живу­щую мать ско­рее с бога­ми, чем с моло­ды­ми людь­ми, чью смерть уве­ко­ве­чи­ва­ет эта груп­па.

Колос­саль­ные ста­туи, веро­ят­но, были акро­ли­та­ми: голо­вы выдолб­ле­ны сза­ди, чтобы облег­чить тяжё­лую нагруз­ку, а это пред­по­ла­га­ет, что их под­дер­жи­ва­ли тела из како­го-то более лёг­ко­го и дешё­во­го мате­ри­а­ла, а соот­но­ше­ние раз­ме­ров голов и хра­ма ука­зы­ва­ет, что фигу­ры были изо­бра­же­ны сидя­щи­ми на тро­нах, а не сто­я­щи­ми. Види­мо, их спи­ны были при­сло­не­ны к сте­нам про­на­оса, так как явно пред­по­ла­га­лось, что никто не смо­жет увидеть голо­вы сза­ди122. Порт­рет Авгу­ста самый боль­шой: высота сох­ра­нив­шей­ся голо­вы 92 см от под­бо­род­ка до макуш­ки; фраг­мен­тар­ная голо­ва Ромы име­ет при­мер­но такие же раз­ме­ры, одна­ко голо­ва Ливии мень­ше на 24 см, а голо­ва пра­вя­ще­го импе­ра­то­ра Тибе­рия — на 18 см. Обо­жест­влён­ный импе­ра­тор по-преж­не­му сох­ра­нял свой ста­тус по срав­не­нию с живу­щи­ми род­ст­вен­ни­ка­ми.

Тем не менее, изо­бра­же­ние Авгу­сты в мас­шта­бах, вдвое пре­вы­шаю­щих есте­ствен­ные, свиде­тель­ст­ву­ет о важ­ной пере­мене в харак­те­ре её обра­за. Дей­ст­ви­тель­но, из один­на­дца­ти колос­саль­ных порт­ре­тов Ливии, кото­рые недав­но ката­ло­ги­зи­ро­вал Край­кен­бом, ни один не дати­ру­ет­ся вре­ме­нем жиз­ни Авгу­ста123. В любом слу­чае, и архео­ло­ги­че­ский кон­текст, и более позд­няя при­чёс­ка — тип, засвиде­тель­ст­во­ван­ный на моне­тах с изо­бра­же­ни­ем Салюс Авгу­сты, свиде­тель­ст­ву­ют в поль­зу дати­ров­ки не ранее прин­ци­па­та Тибе­рия. На порт­ре­те из Боль­шой Леп­ты порт­рет­ный тип с ноду­сом полу­чил очень сво­бод­ную и доволь­но дра­ма­тич­ную интер­пре­та­цию: взгляд рас­ши­рен­ных глаз устрем­лён вверх и под­чёрк­нут изги­бом и пово­ротом шеи, а стру­я­щи­е­ся вол­ны волос вокруг лица лежат сво­бод­нее и в боль­шем худо­же­ст­вен­ном бес­по­ряд­ке, чем на чопор­ных и акку­рат­ных порт­ре­тах эпо­хи Авгу­ста. Пряди разде­ле­ны глу­бо­ки­ми желоб­ка­ми, как в ноду­се, так и в воло­сах, зачё­сан­ных назад, с. 112 за уши, что созда­ёт взды­маю­щу­ю­ся и падаю­щую поверх­ность, весь­ма отлич­ную от глад­кой поверх­но­сти с плос­ки­ми прядя­ми на таких реп­ли­ках, как бюст из Арси­нои (рис. 22—23)124. Неко­то­рые из этих черт, напри­мер, уве­ли­чен­ный раз­мер глаз и глу­бо­ко выре­зан­ные пряди, мог­ли опре­де­лять­ся мас­шта­бом, кото­рый тре­бо­вал сме­ло­го испол­не­ния, чтобы фор­мы были хоро­шо вид­ны со зна­чи­тель­но­го рас­сто­я­ния выше уров­ня глаз, но колос­саль­ные порт­ре­ты Авгу­ста и Тибе­рия из той же самой груп­пы испол­не­ны гораздо сдер­жан­нее и бли­же к уста­нов­лен­ным прото­ти­пам. Скуль­п­тор, создав­ший голо­ву Ливии, напро­тив, по-види­мо­му, ощу­щал необ­хо­ди­мость исполь­зо­вать при­ё­мы, харак­тер­ные для элли­ни­сти­че­ских цар­ских порт­ре­тов, чтобы выра­зить новый ста­тус Авгу­сты. Не каж­дый город или коло­ния в импе­рии обхо­ди­лись с её обра­зом столь экс­тра­ва­гант­но при её жиз­ни, но мест­ные пат­ро­ны Боль­шой Леп­ты, види­мо, испы­ты­ва­ли осо­бую при­вя­зан­ность к Ливии, кото­рую они почти­ли по мень­шей мере тре­мя дошед­ши­ми до нас колос­саль­ны­ми ста­ту­я­ми и одной ста­ту­ей боль­ше чело­ве­че­ско­го роста, кото­рая не сох­ра­ни­лась, но, соглас­но над­пи­си на базе, была посвя­ще­на Боже­ст­вен­ной Авгу­сте (DIVAE AUGUSTAE)125.

С. Вуд
121Музей Три­по­ли, из Боль­шой Леп­ты, мра­мор­ная голо­ва, выдолб­лен­ная сза­ди, высота от под­бо­род­ка до макуш­ки 68 см. Aurigemma S. Sculture del Foro Vecchio di Leptis Magna raffiguranti la Dea Roma e principi della casa dei Giulio Claudi // Africa Italiana. Vol. 8. 1941—1942. P. 50—56. Ill. 32—34; Poulsen V. Studies in Julio-Claudian Iconography // Acta Archaeologica. Vol. 17. 1946. S. 45—46. fig. 37; Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 106—109; Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 31—32; Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom 3. Kaiserinnen- und Prinzessinnenbildnisse. Frauenporträts. Mainz, 1983. S. 3, Anm. 6, № 1; Kreikenbom D. Griechische und römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert nach Christus. Berlin, 1992. S. 179. № III 36, с пол­ной биб­лио­гра­фи­ей, Taf. 11a; Rose Ch. B. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period. Cambridge, 1997. P. 182—184. Cat. no. 125. Pl. 221; Winkes R. Livia, Octavia, Julia. Porträts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, 1995. S. 181. № 105. О над­пи­си, уста­нав­ли­ваю­щей дати­ров­ку, см.: Aurigemma S. Op. cit. P. 21—27; Trillmich W. Der Germanicus-Bogen in Rom und das Monument für Germanicus und Drusus in Leptis Magna. Archäologisches zur Tabula Siarensis (I 9—21) // Estudios sobre la Tabula Siarensis / Ed. J. Gonzalez, J. Arce. Madrid, 1988. S. 51—60. Аури­джем­ма счи­тал, что груп­па созда­на при жиз­ни Гер­ма­ни­ка, кото­рый был пред­став­лен фигу­рой чело­ве­че­ско­го роста в сосед­ст­ву­ю­щей колес­нич­ной груп­пе, но Трилль­мих дал новую интер­пре­та­цию латин­ским над­пи­сям на базах и дока­зал, что груп­па созда­на не ранее 23 г. н. э. (послед­ний год жиз­ни Дру­за II) и, веро­ят­но, слу­жи­ла посмерт­ной поче­стью обо­им моло­дым прин­цам.

122О рекон­струк­ции груп­пы и её раз­ме­ще­нии см.: Aurigemma S. Op. cit. P. 24—25; Gross W.H. Op. cit. S. 107; Rose Ch. B. Op. cit. Pls. 217 A и B.

123Kreikenbom D. Op. cit. S. 179—186. №№ III. 36—46.

124Bartels H. Op. cit. S. 31—32.

125Колос­саль­ная ста­туя сто­я­щей Ливии в обра­зе Кибе­лы из хра­ма Цере­ры Тюхе воз­ле теат­ра Боль­шой Леп­ты, музей Три­по­ли, инв. № 26, высота 310 см: Winkes R. Op. cit. S. 184. № 107; Mikocki T. Sub specie deae: les impératrices et princesses romaines assimilées à des déesses: étude iconologique. Roma, 1995. P. 156. № 37. Pl. 14, с пред­ше­ст­ву­ю­щей биб­лио­гра­фи­ей; Kreikenbom D. Op. cit. S. 180—181. № III. 39. Taf. 11c. Ста­туя Ливии на троне в диа­де­ме и инфу­ле, тоже со Ста­ро­го фору­ма: Aurigemma S. Op. cit. P. 70—74. Ill. 47—50 (Анто­ния Млад­шая); Kreikenboin D. Op. cit. S. 185. № III. 45, Taf. 11d, с биб­лио­гра­фи­ей; Winkes R. Op. cit. S. 182—183. № 106. База ста­туи с над­пи­сью: Aurigemma S. Op. cit. P. 32 fig. 16.

Литература:
Aurigemma S. Sculture del Foro Vecchio di Leptis Magna raffiguranti la Dea Roma e principi della casa dei Giulio Claudi // Africa Italiana. Vol. 8. 1941—1942. P. 50 ff. Ill. 32—35.
Poulsen V. Studies in Julio-Claudian Iconography // Acta Archaeologica. Vol. 17. 1946. S. 45—46. Ill. 37. Cat. no. 3.
Felletti Maj B.M. Rez. zu: Vagn Poulsen. Claudische Prinzen. Studien zur Ikonographie des ersten römischen Kaiserhauses // Gnomon. Bd. 33. 1961. S. 514.
Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 106—109.
Poulsen V. Les Portraits Romains. T. I. Republique et dynastie julienne. Copenhague, 1962. P. 67 (C 11)
Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 8 f., 31—32. Anm. 28.
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom 3. Kaiserinnen- und Prinzessinnenbildnisse. Frauenporträts. Mainz, 1983. S. 3. Anm. 6. Kat. № 1.
Kreikenbom D. Griechische und römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert nach Christus. Berlin, 1992. S. 179. Kat. № III 36. Taf. 11a.
Winkes R. Livia, Octavia, Julia. Porträts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, 1995. S. 181. № 105.
Rose Ch. B. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period. Cambridge, 1997. P. 182—184. Cat. no. 125. Pl. 221
Wood S. E. Imperial Women. A Study in Public Images, 40 B.C. — A.D. 68. Leiden, 2000. P. 110—112, Fig. 35.
Boschung D. Gens Augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz, 2002. S. 8. Kat. № 1.4. Taf. 3, 2. 4.

Источники:
(сс) Фото (2009 г.), перевод (2019 г.): О. В. Любимова (CC BY-SA 4.0).
© Текст: музейная табличка.
© Текст: Arachne.
© Текст: Wood S. E. Imperial Women. A Study in Public Images, 40 B.C. — A.D. 68. Leiden, 2000. P. 110—112.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина голова римский имперский римская императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii скульптура скульптурный sculptura римские колоссальный колоссальная гипс гипсовый слепок триполи tripolis лептис магна большая лепта leptis magna lepcis нодус nodus инв № mcr 314