Оригинал: 23—31 гг. н. э.
Высота 68 см.Инв. № MCR 314.Рим, Музей Римской культуры Фото: О. В. Любимова
Колоссальный бюст Ливии, жены Августа.
Оригинал: 23—31 гг. н. э.
Высота 68 см.
Рим, Музей Римской культуры.
с. 110 Археологический контекст позволяет датировать колоссальную голову Ливии из храма Августа и Ромы на старом форуме Большой Лепты, поскольку здесь её портрет входил в состав семейной группы, которая, согласно надписям на храме и двух базах статуй, была поставлена в 23 г. н. э. или вскоре после этого, ещё при жизни Августы. (Рис. 35)121. Однако масштабы фигуры вне всяких сомнений указывают на то, что она и император Тиберий — существа, которые внушают куда большее благоговение, чем остальные члены императорской семьи, присутствующие в этой группе. В неё входили Германик и Друз II, два наследника Тиберия, которых с. 111 постигла безвременная смерть. Они представали перед зрителями в колесницах, в сопровождении своих жён и матерей, и все они были изображены в человеческий рост. Эта группа, вероятно, стояла на платформе храма, в портике, открытом взглядам прохожих на форуме, и над ней возвышались четыре огромные фигуры: Август, богиня Рома, Тиберий и Юлия Августа (Ливия). Надпись свидетельствует о том, что вся эта группа была поставлена сюда одновременно; таким образом, различие масштабов сближает живущего императора и его живущую мать скорее с богами, чем с молодыми людьми, чью смерть увековечивает эта группа.
Колоссальные статуи, вероятно, были акролитами: головы выдолблены сзади, чтобы облегчить тяжёлую нагрузку, а это предполагает, что их поддерживали тела из какого-то более лёгкого и дешёвого материала, а соотношение размеров голов и храма указывает, что фигуры были изображены сидящими на тронах, а не стоящими. Видимо, их спины были прислонены к стенам пронаоса, так как явно предполагалось, что никто не сможет увидеть головы сзади122. Портрет Августа самый большой: высота сохранившейся головы 92 см от подбородка до макушки; фрагментарная голова Ромы имеет примерно такие же размеры, однако голова Ливии меньше на 24 см, а голова правящего императора Тиберия — на 18 см. Обожествлённый император по-прежнему сохранял свой статус по сравнению с живущими родственниками.
Тем не менее, изображение Августы в масштабах, вдвое превышающих естественные, свидетельствует о важной перемене в характере её образа. Действительно, из одиннадцати колоссальных портретов Ливии, которые недавно каталогизировал Крайкенбом, ни один не датируется временем жизни Августа123. В любом случае, и археологический контекст, и более поздняя причёска — тип, засвидетельствованный на монетах с изображением Салюс Августы, свидетельствуют в пользу датировки не ранее принципата Тиберия. На портрете из Большой Лепты портретный тип с нодусом получил очень свободную и довольно драматичную интерпретацию: взгляд расширенных глаз устремлён вверх и подчёркнут изгибом и поворотом шеи, а струящиеся волны волос вокруг лица лежат свободнее и в большем художественном беспорядке, чем на чопорных и аккуратных портретах эпохи Августа. Пряди разделены глубокими желобками, как в нодусе, так и в волосах, зачёсанных назад, с. 112 за уши, что создаёт вздымающуюся и падающую поверхность, весьма отличную от гладкой поверхности с плоскими прядями на таких репликах, как бюст из Арсинои (рис. 22—
Poulsen V. Studies in Julio-Claudian Iconography // Acta Archaeologica. Vol. 17. 1946. S. 45—
Felletti Maj B.M. Rez. zu: Vagn Poulsen. Claudische Prinzen. Studien zur Ikonographie des ersten römischen Kaiserhauses // Gnomon. Bd. 33. 1961. S. 514.
Gross W. H. Iulia Augusta. Untersuchungen zur Grundlegung einer Livia-Ikonographie. Göttingen, 1962. S. 106—
Poulsen V. Les Portraits Romains. T. I. Republique et dynastie julienne. Copenhague, 1962. P. 67 (C 11)
Bartels H. Studien zum Frauenporträt der augusteischen Zeit. Fulvia, Octavia, Livia, Julia. München, 1963. S. 8 f., 31—
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom 3. Kaiserinnen- und Prinzessinnenbildnisse. Frauenporträts. Mainz, 1983. S. 3. Anm. 6. Kat. № 1.
Kreikenbom D. Griechische und römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert nach Christus. Berlin, 1992. S. 179. Kat. № III 36. Taf. 11a.
Winkes R. Livia, Octavia, Julia. Porträts und Darstellungen. Louvain-la-Neuve, 1995. S. 181. № 105.
Rose Ch. B. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period. Cambridge, 1997. P. 182—
Wood S. E. Imperial Women. A Study in Public Images, 40 B.C. — A.D. 68. Leiden, 2000. P. 110—
Boschung D. Gens Augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz, 2002. S. 8. Kat. № 1.4. Taf. 3, 2. 4.
© Текст: музейная табличка.
© Текст: Arachne.
© Текст: Wood S. E. Imperial Women. A Study in Public Images, 40 B.C. — A.D. 68. Leiden, 2000. P. 110—112.