I в. н. э.
239x91x32 см.Анкона, Национальный археологический музей Марке Фото: И. А. Шурыгин
Надгробный памятник, поставленный Секстом Тицием Примом.
I в. н. э.
239x91x32 см.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
Sex(tus) Titius Sex(ti) l(ibertus) Primus / VIvir / Lucaniae Benignae / concubinae / Titiae Chreste l(ibertae) / Chloe delicium
Секст Тиций Прим, вольноотпущенник Секста, (августальный) севир, (своей) конкубине, благожелательной Луциане, вольноотпущеннице Тиции Кресте (и) Хлое, (своей) отраде (поставил этот памятник).
Delicia и семейные эпитафии
... Выше я упоминал трудности, которые возникают при интерпретации некоторых надписей в отрыве от круга им подобных. Следующая надпись служит иллюстрацией таких трудностей. Вот текст этой эпитафии (CIL 11.6176):
Sex(tus) Titius Sex(ti) l(ibertus) Primus / VIvir / Lucaniae Benignae / concubinae / Titiae Chreste l(ibertae) / Chloe delicium
Сопоставляя текст с рельефом, можно восстановить историю, которая скрывается за ними. Секст Тиций Прим был вольноотпущенником и жил с конкубиной по имени Луциана. Можно предположить, что Тиция Креста являлась их дочерью. Став вольноотпущенником, он выкупил ее и дал ей вольную, после чего она стала его вольноотпущенницей. Возможно также, что оба они были отпущены на свободу их общим хозяином. Имя Луцианы, приведенное без имени патрона, может указывать на ее рабский статус. Оставалась ли она рабыней (наиболее вероятно, что пара продолжала жить в том же хозяйстве), или Секст Тиций Прим познакомился с рабыней (или даже выкупил ее) после собственного освобождения и жил с ней в конкубинате? Не имеется бесспорных оснований считать Луциану биологической матерью Кресты, равно как нет полной уверенности в том, что Тиций Прим являлся ее биологическим отцом: в детстве, когда оба они были рабами, она могла быть поручена его заботам хозяином, превратившись в подобие приемного ребенка. Теперь перейдем к "отраде" Хлое. Рельеф (и только рельеф) свидетельствует, что она являлась маленьким ребенком Кресты. Почти определенно, она была рабыней. Не мог ли вольноотпущенник Тиций Прим выкупить малышку, чтобы доставить радость своей "приемной" дочери? Однако можно также предположить, что, сохраняя связь со своим бывшим хозяином, Тиций Прим мог получить от него Хлою, чтобы отдать ее на воспитание Кресте. Лишь в одном мы можем быть уверены: в том, что в определенный период времени все четверо жили вместе в союзе, который мы могли бы назвать коньюгальной семьей - взрослая пара, их (приемная) дочь и чудесное дитя.
Early Christian Families in Context: An Interdisciplinary Dialogue. Ed. by David L. Balch, Carolyn Osiek.Cambridge, 2003. P. 311-312.