Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Выс. 212 см.Инв. № 6011.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: С. И. Сосновский
Дорифор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Выс. 212 см.
Неаполь, Национальный археологический музей.
164. Дорифор
Конец I века до н. э. — начало I века н. э.
Мрамор лунийский.
212,0 × 65,0 × 78,0.
Помпеи, Самнитская палестра.
Национальный археологический музей, Неаполь.
Инв. № 6011.
Литература:
Enciclopedia dell’Arte Antica, Classica e Orientale. Rome, 1958—
Polyklet. Der Bildhauer der griechischen Klassik (Ausstellung im Liebighaus Museum alter Plastik). Frankfurt am Main, 1990;
Franciosi V. Il Doriforo di Policleto. Napoli, 2007.
Статуя, найденная в 1797 году в так называемой Самнитской палестре, расположенной позади Большого театра, традиционно считается копией бронзового оригинала работы Поликлета, являющегося каноном, поскольку он отображает систему пропорций человеческой фигуры, основанную на тех численных отношениях между различными частями тела, которые были теоретизированы самим скульптором в трактате под названием «Канон». Молодой человек в героической наготе стоит, переместив вес тела на правую ногу, которая изображена в напряжении, левая нога слегка согнута; левая рука обхватывает атрибут, правая опущена вдоль тела. Реставратор А. Солари, первым скомпоновавший фрагменты, вставил в левую руку юноши шест, из-за чего произведение стали называть «Дорифор», то есть «копьеносец». Недавние исследования, где особое внимание было уделено положению согнутых пальцев обеих рук, поставили под сомнение реконструкцию Солари. Были высказаны предположения, что юноша держит щит слева и меч в ножнах справа (В. Франчози), или же щит и копье слева и меч в ножнах справа (П. Морено), не подвергая, однако, сомнению, что это копия с работы Поликлета. Известность данной типологии в Античности демонстрируется наличием более 30 копий — статуй, торсов и голов, изваянных из мрамора разного качества. То, что оригинал был в бронзе, подтверждается наличием опоры под правой ногой и малой пластичностью волос в приплюснутых прядях. Помпейская статуя исполнена в начале периода правления Юлиев—
Выставка «Боги, люди, герои» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 18 апреля — 23 июня 2019 г.).
Текст: выставочная музейная табличка.
© 2019 г. Описание: Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей. Каталог выставки / пер. с итал. В. Халпахчьян, М. Талалай.