54—58 гг.Афродисиада, Археологический музей Фото: Эджисто Сани
Нерон и Агриппина Младшая. Рельеф из Себастейона в Афродисиаде.
54—58 гг.
Афродисиада, Археологический музей.
Нерон смотрит влево и в сторону от рельефа, тогда как Агриппина повернула голову, чтобы посмотреть на него. Мать старше и потому немного выше; она дарует венок своему сыну, который уже обладает политическим и военным империем, что символизирует копье и, возможно, шар. Таким образом, здесь изображается продвижение Нерона от наследника к императору (для которого не было никакого римского ритуала или коронации), представленное символическим способом в виде увенчивания военного победителя. Такое действие могло быть совершено только обладавшим символически высшей властью — либо божеством, таким как Гений сената или Гений народа, или старшим членом императорской семьи, как здесь.
Венок уже твердо лежит на голове Нерона, словно на статуе или бюсте. Он состоит из тройного ряда хорошо обработанных лавровых листьев и имеет простой центральный медальон. У Нерона простая литая кираса с обычным ремнем вокруг талии и под ней туника с короткими рукавами. На каждом плече изображены кожаные ремешки с бахромой, а ниже панциря семь армированных клапанов, четыре из которых украшены низким рельефом. Под ними висит обычная юбка из кожаных ремешков с бахромой.
На ногах Нерона обувь с «носками» и ремешками, пересекающими верхнюю часть стопы, затем трижды обернутыми вокруг лодыжки и завязанными спереди. Это дает четкое представление о патрицианских кальцеях, носимых римскими сенаторами.
Агриппина носит тонкий хитон, подвязанный под грудью узким витым поясом. Одежда выполнена из тонкого материала и плотно прилегает к нижней части туловища, так что виден пупок. Гиматий надет обычным образом: через левое плечо, далее вокруг противоположного бедра и переброшен через левое предплечье. На голове у нее стефана, украшенная по центру небольшим узором из листьев в низком рельефе. В правой руке она держит рог изобилия, в центре которого виден гранат.
Обе портретные головы явно базируются на официальных портретных типах Нерона и Агриппины, которые нам хорошо известны. На обеих головах расположение волос довольно детальное и индивидуально проработанное, тогда как лицо передано более обобщенно.
© 1987 г. Описание: Smith R. R. R., “The Imperial Reliefs from the Sebasteion at Aphrodisias”, The Journal of Roman Studies, Vol. 77 (1987).
© 2019 г. Перевод с англ. С. И. Сосновского.