520—510 гг. до н. э. Аттическая работа.
Высота 115 см.Инв. № Acr. 670.Афины, Новый музей Акрополя
Статуя Коры.
520—510 гг. до н. э. Аттическая работа.
Высота 115 см.
Афины, Новый музей Акрополя.
Как правило, Коры протягивают подношение богине — плод граната, венок или птицу, другой рукой они держат край одежды. Девушки одеты в ионийские хитоны, тонкая ткань которых следует изгибам женского тела. Статуя Коры, представленная на выставке, отличается особенной манерой в изображении одежды: в верхней части ионийский хитон подобран поясом, образуя напуск на талии, широкий бордюр спускается вдоль линии ног. Голову Коры украшает диадема, на которой сохранились изображения цветков лотоса и розетки, на мочках ушей изображены сережки, на руке — браслет. Хитон покрывают изображение маленьких звезд, красный меандр украшает бордюр, следы раскраски сохранились на лице и волосах. Миндалевидные узкие глаза юной Коры излучают радость, губы изогнуты в «архаической улыбке». Это выражение лица, характерное для скульптуры архаического периода, принято связывать с воплощением благодарности богине.
Статуя была исполнена аттическим скульптором в 520—
Статуя отличается особенной манерой в изображении одежды: в верхней части ионийский хитон подобран поясом, образуя напуск на талии, ткань вокруг бедер туго натянута, складка, украшенная широкой каймой (др.-греч. παρυφή), спускается вдоль линии ног. Сходную манеру драпировки нижней части хитона можно увидеть еще у одной акропольской Коры, найденной рядом с постаментом, подписанным скульпторами Эндойосом и Филергосом. Сигнатура Эндойоса есть на статуе Куроса, обнаруженной довольно далеко от Афин — в святилище Птойона в Беотии. Судя по сходству лиц, обе скульптуры могли быть исполнены одним и тем же мастером: у юноши и девушки полудетские, чувственные припухлые черты лица и узкие, близко поставленные глаза.
с. 22 Кора грациозно придерживает складку хитона — возможно, о подобном жесте пишет Сафо, говоря об умении «изящно приподымать свое платье» (Sapho. Fr. 70). Строгая вертикаль ниспадающей ткани, расположенная по центру фигуры, подчеркивает линии бедер и ног и выпуклые формы тела. Если раньше, в скульптурах раннеархаического времени, художественные эксперименты касались главным образом поверхности, то теперь они перемещаются в пластику и пространство. Контраст рифленых и гладких поверхностей, имитирующих фактуру ткани, создает иллюзию глубины и движения. Прическа исполнена с большим разнообразием приемов: волнистые локоны на темени, широкие зигзаги на затылке и волосах, опущенных на спину, туго скрученные спирали на плечах и волнистые линии на лбу. Следы раскраски видны на губах, глазах и волосах. Голову Коры венчает стефана (диадема), расписанная цветками лотоса, на ней сохранились отверстия для металлических украшений. В древности над статуей возвышался блестящий бронзовый диск (мениск) для защиты от дождя и птиц, он прикреплялся к с. 23 темени через отверстие. На шее девушки изображалось голубое ожерелье, на правой руке — браслет. Крупные серьги представляли собой голубые диски с красной розеткой по центру. Фон одежды оставался светлым, хитон украшался звездочками и бордюром с меандром.
© 2016 г. Описание (1): https://hermitagemuseum.org.
© 2016 г. Описание (2): А. А. Трофимова. Архаическая статуя Коры. Выставка одного шедевра из Музея Акрополя. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2016. С. 21—23.