Статуя Коры
Паросский мрамор.
520—510 гг. до н. э. Аттическая работа.
Высота 115 см.
Инв. № Acr. 670.Афины, Новый музей Акрополя

Статуя Коры.

Паросский мрамор.
520—510 гг. до н. э. Аттическая работа.
Высота 115 см.
Инв. № Acr. 670.

Афины, Новый музей Акрополя.

Происхождение:
Най­де­на в 1886 г. на афин­ском Акро­по­ле, близ Эрех­тей­о­на.

Описание:
Кора была най­де­на в 1886 году на Афин­ском Акро­по­ле, непо­да­ле­ку от Эрех­тей­о­на. Арха­и­че­ские ста­туи Кор (Кора — греч. «девуш­ка») — одно из самых изыс­кан­ных тво­ре­ний в исто­рии древ­не­гре­че­ской скульп­ту­ры. Пер­вые ста­туи Кор извест­ны еще в VII веке до н. э., одна­ко под­лин­ный рас­цвет в созда­нии арха­и­че­ской скульп­ту­ры насту­па­ет в Афи­нах с кон­ца VI — нача­ла V века до н. э. Ста­туи Кор, най­ден­ные на Акро­по­ле, слу­жи­ли воти­ва­ми (т. е. посвя­ще­ни­я­ми) в храм Афи­ны, и были воз­двиг­ну­ты в дар боже­ству: сего­дня их назы­ва­ют «доче­ри Акро­по­ля». В общей слож­но­сти на Акро­по­ле было най­де­но око­ло двух­сот скульп­тур, изо­бра­жаю­щих юных деву­шек. Коры отли­ча­ют­ся по раз­ме­ру, чер­там лица, осо­бен­но­стям при­чес­ки и одеж­ды, но все скульп­ту­ры сле­ду­ют одно­му ста­ту­ар­но­му типу, с фрон­таль­ной поста­нов­кой фигу­ры. Поза ста­туй и их ком­по­зи­ция про­дол­жа­ет древ­не­еги­пет­ский канон, одна­ко пол­но­стью пере­осмыс­лен­ный гре­че­ски­ми скульп­ту­ра­ми эпо­хи арха­и­ки, вдох­нув­ши­ми жизнь в ста­тич­ные фор­мы восточ­ной скульп­ту­ры.

Как пра­ви­ло, Коры про­тя­ги­ва­ют под­но­ше­ние богине — плод гра­на­та, венок или пти­цу, дру­гой рукой они дер­жат край одеж­ды. Девуш­ки оде­ты в ионий­ские хито­ны, тон­кая ткань кото­рых сле­ду­ет изги­бам жен­ско­го тела. Ста­туя Коры, пред­став­лен­ная на выстав­ке, отли­ча­ет­ся осо­бен­ной мане­рой в изо­бра­же­нии одеж­ды: в верх­ней части ионий­ский хитон подо­бран поя­сом, обра­зуя напуск на талии, широ­кий бор­дюр спус­ка­ет­ся вдоль линии ног. Голо­ву Коры укра­ша­ет диа­де­ма, на кото­рой сох­ра­ни­лись изо­бра­же­ния цвет­ков лото­са и розет­ки, на моч­ках ушей изо­бра­же­ны сереж­ки, на руке — брас­лет. Хитон пок­ры­ва­ют изо­бра­же­ние малень­ких звезд, крас­ный меандр укра­ша­ет бор­дюр, следы рас­крас­ки сох­ра­ни­лись на лице и воло­сах. Мин­дале­вид­ные узкие гла­за юной Коры излу­ча­ют радость, губы изо­гну­ты в «арха­и­че­ской улыб­ке». Это выра­же­ние лица, харак­тер­ное для скульп­ту­ры арха­и­че­ско­го пери­о­да, при­ня­то свя­зы­вать с вопло­ще­ни­ем бла­го­дар­но­сти богине.

Сайт Эрми­та­жа (2016)

Ста­туя была испол­не­на атти­че­ским скуль­п­то­ром в 520—510 гг. до н. э., в послед­нюю дека­ду прав­ле­ния тира­на Писи­стра­та; она при­над­ле­жит к чис­лу четыр­на­дца­ти зна­ме­ни­тых кор, спря­тан­ных гре­ка­ми на севе­ро-запад­ном склоне Акро­по­ля и обна­ру­жен­ных в ходе рас­ко­пок в 1885—1886 годах. Это, без­услов­но, одна из самых при­вле­ка­тель­ных скульп­тур сре­ди всех Акро­поль­ских кор. Ее созда­тель откры­то вос­хи­ща­ет­ся кра­сотой жен­ско­го тела и лица; у Коры округ­лые бед­ра, узкие и пока­тые пле­чи, утон­чен­ная фигу­ра. Хотя высота скульп­ту­ры мень­ше чело­ве­че­ско­го роста — 114 см, за счет про­пор­ций и выпук­лой моде­ли­ров­ки тела у зри­те­ля воз­ни­ка­ет впе­чат­ле­ние под­черк­ну­той жен­ст­вен­но­сти фигу­ры. Голо­ва и взгляд немно­го скло­ня­ют­ся вниз — по-види­мо­му, ста­туя сто­я­ла на высо­ком поста­мен­те; такой же наклон голо­вы мож­но увидеть у дру­гих акро­поль­ских кор. Радост­но-изум­лен­ное и немно­го сму­щен­ное выра­же­ние лица дости­га­ет­ся за счет откры­то­го взгляда, улыб­ки сомкну­тых губ и очень неж­ной про­ра­бот­ки поверх­но­сти, лишен­ной кон­тра­стов и теней. Мяг­кие пере­хо­ды моде­ли­ру­ют поверх­ность щек и лба, лег­кая све­то­тень напол­ня­ет лицо дви­же­ни­ем. Мин­дале­вид­ные узкие гла­за юной девуш­ки излу­ча­ют радость, губы изо­гну­ты в «арха­и­че­ской улыб­ке».

Ста­туя отли­ча­ет­ся осо­бен­ной мане­рой в изо­бра­же­нии одеж­ды: в верх­ней части ионий­ский хитон подо­бран поя­сом, обра­зуя напуск на талии, ткань вокруг бедер туго натя­ну­та, склад­ка, укра­шен­ная широ­кой кай­мой (др.-греч. παρυφή), спус­ка­ет­ся вдоль линии ног. Сход­ную мане­ру дра­пи­ров­ки ниж­ней части хито­на мож­но увидеть еще у одной акро­поль­ской Коры, най­ден­ной рядом с поста­мен­том, под­пи­сан­ным скуль­п­то­ра­ми Эндойо­сом и Филер­го­сом. Сиг­на­ту­ра Эндойо­са есть на ста­туе Куро­са, обна­ру­жен­ной доволь­но дале­ко от Афин — в свя­ти­ли­ще Птой­о­на в Бео­тии. Судя по сход­ству лиц, обе скульп­ту­ры мог­ли быть испол­не­ны одним и тем же масте­ром: у юно­ши и девуш­ки полу­дет­ские, чув­ст­вен­ные при­пух­лые чер­ты лица и узкие, близ­ко постав­лен­ные гла­за.

с. 22 Кора гра­ци­оз­но при­дер­жи­ва­ет склад­ку хито­на — воз­мож­но, о подоб­ном жесте пишет Сафо, гово­ря об уме­нии «изящ­но при­поды­мать свое пла­тье» (Sapho. Fr. 70). Стро­гая вер­ти­каль нис­па­даю­щей тка­ни, рас­по­ло­жен­ная по цен­тру фигу­ры, под­чер­ки­ва­ет линии бедер и ног и выпук­лые фор­мы тела. Если рань­ше, в скульп­ту­рах ран­не­ар­ха­и­че­ско­го вре­ме­ни, худо­же­ст­вен­ные экс­пе­ри­мен­ты каса­лись глав­ным обра­зом поверх­но­сти, то теперь они пере­ме­ща­ют­ся в пла­сти­ку и про­стран­ство. Кон­траст риф­ле­ных и глад­ких поверх­но­стей, ими­ти­ру­ю­щих фак­ту­ру тка­ни, созда­ет иллю­зию глу­би­ны и дви­же­ния. При­чес­ка испол­не­на с боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем при­е­мов: вол­ни­стые локо­ны на теме­ни, широ­кие зиг­за­ги на затыл­ке и воло­сах, опу­щен­ных на спи­ну, туго скру­чен­ные спи­ра­ли на пле­чах и вол­ни­стые линии на лбу. Следы рас­крас­ки вид­ны на губах, гла­зах и воло­сах. Голо­ву Коры вен­ча­ет сте­фа­на (диа­де­ма), рас­пи­сан­ная цвет­ка­ми лото­са, на ней сох­ра­ни­лись отвер­стия для метал­ли­че­ских укра­ше­ний. В древ­но­сти над ста­ту­ей воз­вы­шал­ся бле­стя­щий брон­зо­вый диск (мениск) для защи­ты от дождя и птиц, он при­креп­лял­ся к с. 23 теме­ни через отвер­стие. На шее девуш­ки изо­бра­жа­лось голу­бое оже­ре­лье, на пра­вой руке — брас­лет. Круп­ные серь­ги пред­став­ля­ли собой голу­бые дис­ки с крас­ной розет­кой по цен­тру. Фон одеж­ды оста­вал­ся свет­лым, хитон укра­шал­ся звездоч­ка­ми и бор­дю­ром с меанд­ром.

А. А. Тро­фи­мо­ва (2016)

Источники:
© 2012 г. Фото: https://onassisusa.org/multimedia/statue-of-a-kore.
© 2016 г. Описание (1): https://hermitagemuseum.org.
© 2016 г. Описание (2): А. А. Трофимова. Архаическая статуя Коры. Выставка одного шедевра из Музея Акрополя. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2016. С. 21—23.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие статуя statua statuae паросский мрамор женская одежда прическа браслет armilla хитон chiton khiton девушка молодая женщина девушки молодой женщины серьга серьги диадема diadema кора коры kore архаическая улыбка коса косичка раскрашенная раскраска афинский акрополь с афинского акрополя acropolis athenarum инв № acr. 670