План первого этажа Дома Фортуны Аннонарии (богини изобильного урожая)
II—IV вв. н. э.Остия, Археологический парк «Древняя Остия», V, 2, 8 Фото: И. А. Шурыгин

План первого этажа Дома Фортуны Аннонарии (богини изобильного урожая).

II—IV вв. н. э.

Остия, Археологический парк «Древняя Остия», V, 2, 8.

Описание:
Вход в дом Фор­ту­ны Анно­на­рии нахо­дил­ся на север­ной сто­роне (низ пла­на). Он флан­ки­ро­вал­ся дву­мя колон­на­ми, под­дер­жи­ваю­щи­ми тим­пан. Сох­ра­ни­лась одна из них, из крас­но­го гра­ни­та. Пол пред­две­рия (vestibulum) нахо­дил­ся ниже уров­ня ули­цы на две сту­пе­ни. На сте­нах сох­ра­ни­лись следы крас­ной и жел­той крас­ки.

Двор с трех сто­рон оформ­лен пор­ти­ком с колон­на­ми из тра­вер­ти­на. Колон­ны были пок­ры­ты шту­ка­тур­кой, кото­рая, воз­мож­но, ими­ти­ро­ва­ла кан­не­лю­ры. Север­ная сто­ро­на пор­ти­ка обра­зу­ет изгиб, рас­сто­я­ние меж­ду дву­мя цен­траль­ны­ми колон­на­ми ока­зы­ва­ет­ся боль­ше осталь­ных меж­ко­лон­ных про­ме­жут­ков. Таким обра­зом, из вхо­да через широ­кий цен­траль­ный про­ме­жу­ток откры­ва­ет­ся вид на поди­ум (opus vittatum) с нишей на южной стене, в кото­рой была уста­нов­ле­на ста­туя Юно­ны или Цере­ры. В насто­я­щее вре­мя в нише мож­но видеть гип­со­вую копию ста­туи Диа­ны, облом­ки кото­рой были най­де­ны в одной из ком­нат. Во дво­ре, веро­ят­но, был раз­бит неболь­шой садик. Там же нахо­дят­ся пря­мо­уголь­ный резер­ву­ар и коло­дец. Коло­дец имел мра­мор­ное ого­ло­вье, укра­шен­ное гир­лян­да­ми и бук­ра­ни­я­ми.

Пол пор­ти­ка был покрыт моза­и­кой. К южной стене юго-запад­но­го кры­ла пор­ти­ка при­став­лен пьеде­стал из корот­кой тра­вер­ти­но­вой колон­ны. На нем нахо­ди­лась ста­туя жен­щи­ны, сидя­щей на троне. В левой руке она дер­жа­ла рог изоби­лия и вес­ло; голо­ва была укра­ше­на коро­ной в виде баш­ни. Пред­по­ла­га­лось, что это была фигу­ра Фор­ту­ны Анно­на­рии, боги­ни бога­то­го уро­жая. Одна­ко более веро­ят­но, что фигу­ра слу­жи­ла пер­со­ни­фи­ка­ци­ей горо­да, почти навер­ня­ка — Остии.

В запад­ной части рас­по­ло­жен зал. Вход в него оформ­лен тре­мя кир­пич­ны­ми арка­ми, под­дер­жи­вае­мы­ми мра­мор­ны­ми колон­на­ми. Даль­няя сте­на зала пред­став­ля­ет собой апсиду с несколь­ко воз­вы­шен­ным полом. В апсиде, веро­ят­но, был уста­нов­лен полу­круг­лый обеден­ный стол (stibadium). В стене апсиды име­ет­ся полу­круг­лая ниша, в кото­рой сто­я­ла ста­туя Цере­ры, обна­ру­жен­ная в латрине. В насто­я­щее вре­мя в нише уста­нов­ле­на ее гип­со­вая копия. Южная сте­на апсиды была пре­вра­ще­на в ним­фей (nymphaeum) с дву­мя пря­мо­уголь­ны­ми и дву­мя полу­круг­лы­ми ниша­ми. Меж­ду ниша­ми нахо­ди­лись мра­мор­ные колон­ны, кото­рые под­дер­жи­ва­ли архи­тек­тур­ные эле­мен­ты. Перед ниша­ми нахо­дил­ся бас­сейн, в кото­ром была обна­ру­же­на голо­ва Вене­ры. Туло­ви­ще ста­туи (коле­но­пре­кло­нен­ная Вене­ра) было най­де­но за пре­де­ла­ми дома на ули­це. Кро­ме того, в бас­сейне была най­де­на неболь­шая ста­туя Гения Осе­ни. В ком­на­те были обна­ру­же­ны ста­туя Афи­ны и два муж­ских порт­ре­та, дати­ро­ван­ных 245—250 года­ми. Пол ком­на­ты оформ­лен моза­и­кой opus sectile. Сте­ны апсиды и ним­фея были отде­ла­ны мра­мо­ром.

Порог восточ­но­го зала был сде­лан из мра­мо­ра. Его пол и сте­ны так­же были пок­ры­ты мра­мо­ром. В юго-запад­ном углу зала сто­ит неболь­шая ска­мья. Дверь из него ведет в ком­на­ту с широ­ким окном в запад­ной стене. Сте­ны ком­на­ты пок­ры­ты шту­ка­тур­кой, на полу чер­но-белая моза­и­ка, изо­бра­жаю­щая Тесея и раз­бой­ни­ка Синида, а так­же охот­ни­ка Актео­на, увидев­ше­го обна­жен­ную Диа­ну и обра­щен­но­го в оле­ня, Гани­меда, юно­го спут­ни­ка Юпи­те­ра, кен­тав­ра, тиг­ров, лео­пар­да и Капи­то­лий­скую вол­чи­цу, питаю­щую Рому­ла и Рема. Вдоль восточ­ной сте­ны тянет­ся широ­кая моза­ич­ная лен­та с гео­мет­ри­че­ским узо­ром. Воз­мож­но, в этой ком­на­те нахо­ди­лась кро­вать. В север­ной стене про­хо­дят тер­ра­ко­то­вые тру­бы отоп­ле­ния. Печь сто­я­ла в сосед­ней ком­на­те.

В двух смеж­ных ком­на­тах к восто­ку от вести­бу­ла на сте­нах сох­ра­ни­лась шту­ка­тур­ка, пок­ры­тая фреской, ими­ти­ру­ю­щей мра­мор. В север­ной стене одной из ком­нат име­ет­ся пря­мо­уголь­ная ниша.

В ком­на­те к запа­ду от вести­бу­ла сох­ра­ни­лась длин­ная ска­мья с мра­мор­ным сиде­ньем, при­став­лен­ная к стене. В севе­ро-запад­ном углу зда­ния рас­по­ла­га­лась мастер­ская.

Зда­ние име­ет дол­гую исто­рию. Коло­дец во дво­ре был выко­пан в кон­це пер­во­го века н. э. Боль­шин­ство ком­нат, сох­ра­нив­ших­ся до наше­го вре­ме­ни, были пост­ро­е­ны в тех­ни­ке opus latericium ок. 150 г. н. э. К это­му же вре­ме­ни отно­сит­ся и колон­на­да. В пер­вой чет­вер­ти IV в. состо­я­лась боль­шая пере­строй­ка. К запад­но­му залу были добав­ле­ны треха­роч­ный вход, ним­фей и апсида (opus vittatum) и выпол­не­на мра­мор­ная отдел­ка. Был оформ­лен колон­на­ми глав­ный вход. Про­чие изме­не­ния были выпол­не­ны во вто­рой поло­вине IV века.


Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2019. Описание: https://www.ostia-antica.org.
© 2019. Перевод с англ.: Ilya Shurygin.
Ключевые слова: архитектура architectura италия италийская италийский италийское италийские итальянский итальянская итальянское итальянские italia остия ostia археологический парк древняя антика antica план схема дом фортуны аннонарии v 2 8