Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 540—530 гг. до н. э.
Высота 61 см.Инв. № 16757.Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей Фото: Эджисто Сани
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 540—530 гг. до н. э.
Высота 61 см.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
Экзекий изобразил лишь две главные фигуры. Ахилл и Аякс, сидящий по правую сторону стола, идентифицируются по надписям с их именами. Они играют в игру, похожую на нарды, сочетающую умение со случаем. Как можно видеть из надписей, выходящих из их уст, они называют свои очки: Ахилл говорит: «tessara» (четыре), Аякс: «tria» (три). Оба героя сидят наготове, они вооружены, держат в руках по паре копий, одеты в короткие хитоны, кожаные доспехи, с поножами на ногах и в богато украшенных плащах. Позади них стоят прислоненные щиты. Коринфский шлем Ахилла надет на его голову, шлем Аякса лежит на его щите. Борода Аякса длиннее, чем у более молодого Ахилла.
В этой картине, изобилующей мелкими вырезанными деталями волос, доспехов и плащей, чернофигурная техника достигает своего пика и даже превосходит его. Эта знаменитая амфора, подписанная Экзекием как гончаром и художником, вполне заслуживает того, чтобы быть причисленной к шедеврам греческого искусства.
Надписи: слева от шлема Ахилла: Αχιλλεος (ретроградная); из уст Ахилла: τεσσαρα; слева от уст Аякса: τρια (ретр.); над головой Аякса: Αιαντος (ретр.); справа от спины Аякса: Ονετ̣οριδες κ̣αλος.