Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 540—530 гг. до н. э.
Высота 61 см.
Инв. № 16757.Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей Фото: Эджисто Сани

Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.

(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 540—530 гг. до н. э.
Высота 61 см.
Инв. № 16757.

Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.

Вульчи.
Происхождение:
Нек­ро­поль Вуль­чи.

Описание:
Исто­рия, изо­бра­жен­ная на лице­вой сто­роне вазы, в дошед­шей до нас лите­ра­ту­ре не сох­ра­ни­лась, и наши зна­ния о ней про­ис­хо­дят толь­ко из про­из­веде­ний искус­ства, глав­ным обра­зом, ваз. Изо­бре­та­тель­ный герой Пала­мед (как нам извест­но от поэтов) при­ду­мал раз­лич­ные игры, чтобы коротать дол­гие часы в Авлиде. Одна­жды в Трое два глав­ных гре­че­ских вои­на, Ахилл и Аякс, настоль­ко увлек­лись игрой, что не услы­ша­ли сиг­на­ла тре­во­ги и преж­де чем они под­ня­ли гла­за, тро­ян­цы ока­за­лись в ахей­ском лаге­ре.

Экзе­кий изо­бра­зил лишь две глав­ные фигу­ры. Ахилл и Аякс, сидя­щий по пра­вую сто­ро­ну сто­ла, иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся по над­пи­сям с их име­на­ми. Они игра­ют в игру, похо­жую на нар­ды, соче­таю­щую уме­ние со слу­ча­ем. Как мож­но видеть из над­пи­сей, выхо­дя­щих из их уст, они назы­ва­ют свои очки: Ахилл гово­рит: «tessara» (четы­ре), Аякс: «tria» (три). Оба героя сидят нагото­ве, они воору­же­ны, дер­жат в руках по паре копий, оде­ты в корот­кие хито­ны, кожа­ные доспе­хи, с поно­жа­ми на ногах и в бога­то укра­шен­ных пла­щах. Поза­ди них сто­ят при­сло­нен­ные щиты. Коринф­ский шлем Ахил­ла надет на его голо­ву, шлем Аяк­са лежит на его щите. Боро­да Аяк­са длин­нее, чем у более моло­до­го Ахил­ла.

В этой кар­тине, изоби­лу­ю­щей мел­ки­ми выре­зан­ны­ми дета­ля­ми волос, доспе­хов и пла­щей, чер­но­фи­гур­ная тех­ни­ка дости­га­ет сво­его пика и даже пре­вос­хо­дит его. Эта зна­ме­ни­тая амфо­ра, под­пи­сан­ная Экзе­ки­ем как гон­ча­ром и худож­ни­ком, вполне заслу­жи­ва­ет того, чтобы быть при­чис­лен­ной к шедев­рам гре­че­ско­го искус­ства.

Над­пи­си: сле­ва от шле­ма Ахил­ла: Αχιλλεος (ретро­град­ная); из уст Ахил­ла: τεσσαρα; сле­ва от уст Аяк­са: τρια (ретр.); над голо­вой Аяк­са: Αιαντος (ретр.); спра­ва от спи­ны Аяк­са: Ονετ̣οριδες κ̣αλος.


Источники:
(cc) 2014 г. Фото, текст: Эджисто Сани (CC BY-NC-SA 2.0).
Доп. информация: www.beazley.ox.ac.uk.
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca греция grecia graecia hellas герой ахилл ахиллес ахилла ахиллеса achilles аякс аякса аянт эант теламонид теламонида великий ajax троянская война bellum troianum техника в технике аттика аттический аттическая attika attica чернофигурный чернофигурная амфора амфоры amphora из афин афины афинский афинская тип a пузатая доспехи шлем с гребнем султаном гребень султан crista борода бородатый мужчина barba barbatum поножи кнемиды наголенники knemis knemides ocrea ocreae копье hasta тения лента повязка taenia tainia меандр meander meandros орнамент коринфский свастика свастики со свастикой crux gammata звезда вульчи витербо vulci крест кресты мастер вазописец художник и гончар экзекий экзекия эксекий exekias грек греческий воин грека греческого воина настольная игра кости играющие настольную игру играют инв № 16757