Пьетра фетида (местная разновидность известняка). Кьюзи, 400—380 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей
Фото: И. А. Шурыгин
Богатый и могущественный город Кьюзи (провинция Сиена) с VI в. до н. э. был известен производством статуй-пеплохранилищ, которые стали своеобразным продолжением традиции каноп — урн для пепла с крышками в форме человеческих голов, сохранявших черты кремированного покойного. Они изготавливались из местного камня pietra fetida (досл. «вонючий камень») — разновидности известняка, содержащего серу, который при обработке издавал неприятный запах. В бюстах статуй имелась полость, в которую помещали пепел после кремации и затем закрывали крышкой в виде портретной головы покойного.
Группа из двух фигур была изготовлена ок. 400—380 гг. до н. э. Покойный юноша полулежит в типичной пиршественной позе. В его ногах сидит Ванф — крылатая женщина-демон. Она держит в руках свиток, в котором записана судьба юноши (на этрусском «Ванф» означает судьбу, участь). Это весьма необычная урна-бисома была предназначена для хранения пепла от кремации двух человек: одного в теле юноши, другого — в теле демона.
Этрусская двухфигурная статуя — пеплохранилище
Пьетра фетида (местная разновидность известняка). Кьюзи, 400—380 г. до н. э.Флоренция, Национальный археологический музейФото: И. А. Шурыгин
Этрусская двухфигурная статуя — пеплохранилище.
Пьетра фетида (местная разновидность известняка). Кьюзи, 400—380 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
Происхождение:
Из терм Чанчано, некрополь Педата, (1887 г.)
Описание:
Богатый и могущественный город Кьюзи (провинция Сиена) с VI в. до н. э. был известен производством статуй-пеплохранилищ, которые стали своеобразным продолжением традиции каноп — урн для пепла с крышками в форме человеческих голов, сохранявших черты кремированного покойного. Они изготавливались из местного камня pietra fetida (досл. «вонючий камень») — разновидности известняка, содержащего серу, который при обработке издавал неприятный запах. В бюстах статуй имелась полость, в которую помещали пепел после кремации и затем закрывали крышкой в виде портретной головы покойного.
Группа из двух фигур была изготовлена ок. 400—380 гг. до н. э. Покойный юноша полулежит в типичной пиршественной позе. В его ногах сидит Ванф — крылатая женщина-демон. Она держит в руках свиток, в котором записана судьба юноши (на этрусском «Ванф» означает судьбу, участь). Это весьма необычная урна-бисома была предназначена для хранения пепла от кремации двух человек: одного в теле юноши, другого — в теле демона.