Голова лошади (т. н. «Лошадиная голова Медичи-Риккарди»)
Бронзовое литье со следами позолоты. Греция. Ок. 350—330 гг. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей
Фото: И. А. Шурыгин
Лошадиная голова Медичи-Риккарди.
Греческое искусство, предположительно, с Сицилии: ок. 350—330 г. до н. э.
Бронзовое литье с утраченной позолотой сбруи и ушей.
Происхождение неизвестно. Надпись на статуе может указывать на ее местонахождение в одном из греческих городов на Сицилии.
Впервые упоминается в документах в 1495 г. Превосходная бронзовая лошадиная голова, выполненная с необычайным натурализмом, является редким образцом оригинальной крупной греческой конной скульптуры. Ее владельцем являлся Лоренцо Великолепный, к которому она, без сомнения, перешла от деда, Козимо Старого (Cosimo il Vecchio). Именно с этой головы Донателло (умер в 1466 г.) изготовил гигантскую копию, которая находится в Археологическом музее Неаполя (т. н. «Голова Карафы»). Ее же он использовал как образец при изготовлении конной статуи Гаттамелаты (Эразмо да Нарни) в Падуе. После возвращения Медичи из ссылки (1492—1512) голова была использована в качестве фонтанной скульптуры в садике палаццо Медичи (позднее Риккарди), где ее видел Джанлоренцо Бернини в 1665 г. В 1672 г. была реставрирована Бартоломмео Ченнини, который устранил сквозные дефекты и смонтировал на шее широкую металлическую кайму-опору, после чего голова приобрела горизонтальную (не соответствующую анатомии) ориентацию в пространстве. В ходе реставрационных работ в 2015 г. кайму удалили и голова была возвращена в анатомически правильное положение. При очистке поверхности на правой стороне шеи у основания гривы были обнаружены три греческие буквы, нанесенные резцом: ΧΝΛ (хи, ню, ламбда). Начертание букв характерно для дорических городов греческой Сицилии, таких как Сиракузы, Селинунт, Гела или Агриджент. Статуя, когда-то покрытая позолотой, являлась изображением запряженного сильного молодого коня с развитой мускулатурой, играющего под седоком, который поводьями направляет его слегка влево, на что указывают складки на губе и поворот головы относительно вертикальной оси шеи.
Голова лошади (т. н. «Лошадиная голова Медичи-Риккарди»)
Бронзовое литье со следами позолоты. Греция. Ок. 350—330 гг. до н. э.Флоренция, Национальный археологический музейФото: И. А. Шурыгин
Голова лошади (т. н. «Лошадиная голова Медичи-Риккарди»).
Бронзовое литье со следами позолоты. Греция. Ок. 350—330 гг. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
Происхождение:
Неизвестно. Предположительно с Сицилии.
Описание:
Лошадиная голова Медичи-Риккарди.
Греческое искусство, предположительно, с Сицилии: ок. 350—330 г. до н. э.
Бронзовое литье с утраченной позолотой сбруи и ушей.
Происхождение неизвестно. Надпись на статуе может указывать на ее местонахождение в одном из греческих городов на Сицилии.
Впервые упоминается в документах в 1495 г. Превосходная бронзовая лошадиная голова, выполненная с необычайным натурализмом, является редким образцом оригинальной крупной греческой конной скульптуры. Ее владельцем являлся Лоренцо Великолепный, к которому она, без сомнения, перешла от деда, Козимо Старого (Cosimo il Vecchio). Именно с этой головы Донателло (умер в 1466 г.) изготовил гигантскую копию, которая находится в Археологическом музее Неаполя (т. н. «Голова Карафы»). Ее же он использовал как образец при изготовлении конной статуи Гаттамелаты (Эразмо да Нарни) в Падуе. После возвращения Медичи из ссылки (1492—1512) голова была использована в качестве фонтанной скульптуры в садике палаццо Медичи (позднее Риккарди), где ее видел Джанлоренцо Бернини в 1665 г. В 1672 г. была реставрирована Бартоломмео Ченнини, который устранил сквозные дефекты и смонтировал на шее широкую металлическую кайму-опору, после чего голова приобрела горизонтальную (не соответствующую анатомии) ориентацию в пространстве. В ходе реставрационных работ в 2015 г. кайму удалили и голова была возвращена в анатомически правильное положение. При очистке поверхности на правой стороне шеи у основания гривы были обнаружены три греческие буквы, нанесенные резцом: ΧΝΛ (хи, ню, ламбда). Начертание букв характерно для дорических городов греческой Сицилии, таких как Сиракузы, Селинунт, Гела или Агриджент. Статуя, когда-то покрытая позолотой, являлась изображением запряженного сильного молодого коня с развитой мускулатурой, играющего под седоком, который поводьями направляет его слегка влево, на что указывают складки на губе и поворот головы относительно вертикальной оси шеи.