Настенная роспись триклиния C виллы Мореджине
Четвертый стиль.
64 г. н. э.
Помпеи, Археологический парк, Большая палестра Фото: О. А. Белайчук

Настенная роспись триклиния C виллы Мореджине.

Четвертый стиль.
64 г. н. э.

Помпеи, Археологический парк, Большая палестра.

Происхождение:
Вил­ла Мореджине, дом с три­кли­ни­я­ми, восточ­ный три­кли­ний (C).

Описание:

Три­кли­нии из Мореджине

В 2000 году дорож­ные работы в местеч­ке Мореджине (Moregine) близ Пом­пей при­ве­ли к слу­чай­но­му откры­тию остат­ков архи­тек­тур­но­го ком­плек­са, худо­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние кото­ро­го было закон­че­но неза­дол­го до извер­же­ния 79 года.

Так назы­вае­мое «Зда­ние с три­кли­ни­я­ми» (Edificio dei Triclini) раз­ме­сти­лось вдоль реки Сар­но, на бере­гу кото­рой нахо­дил­ся глав­ный вход, откуда ряд ком­нат вел к пери­сти­лю с садом и цен­траль­ным бас­сей­ном. На трех сто­ро­нах пор­ти­ка рас­по­ла­га­лись по три сто­ло­вые ком­на­ты, три­кли­нии, схо­жие по фор­ме, раз­ме­рам и деко­ра­тив­ной схе­ме.

Архи­тек­тур­ные осо­бен­но­сти, рос­кошь и каче­ство худо­же­ст­вен­но­го оформ­ле­ния поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что ком­плекс в Мореджине был одной из «гости­ниц», посто­я­лых дво­ров (diversoriae tabernae), пост­ро­ен­ных для отды­ха и раз­вле­че­ний Неро­на во вре­мя его путе­ше­ст­вия вдоль побе­ре­жья Лация и Кам­па­нии.

При­сут­ст­вие в Пом­пе­ях импе­ра­то­ра и его жены Поппеи засвиде­тель­ст­во­ва­но эпи­гра­фи­че­ски­ми источ­ни­ка­ми. Поли­ти­че­скую и про­па­ган­дист­скую про­грам­му Неро­на мож­но про­следить в рос­пи­си сред­ней зоны стен, начи­ная с пер­во­го три­кли­ния A (не пред­став­лен на выстав­ке), где импе­ра­тор Нерон изо­бра­жен в обра­зе Апол­ло­на в соп­ро­вож­де­нии муз, затем пере­хо­дя к три­кли­нию B (с чер­ным фоном), сце­на кото­ро­го раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в хра­ме Вене­ры, где боги­ня появ­ля­ет­ся перед сво­и­ми почи­та­те­ля­ми вме­сте с малень­кой девоч­кой, воз­мож­но, умер­шей и обо­жест­влен­ной доче­рью импе­ра­то­ра; вокруг — кры­ла­тые гении, гир­лян­ды и изыс­кан­но укра­шен­ные архи­тек­тур­ные эле­мен­ты. Третья ком­на­та (три­кли­ний C с крас­ным фоном), с реч­ным боже­ст­вом в цен­тре, изо­бра­жаю­щим, веро­ят­но, реку Сар­но, свя­зан­ную с целью визи­та Неро­на в Пом­пеи: мели­о­ра­тив­ны­ми работа­ми и раз­ви­ти­ем реки для вос­ста­нов­ле­ния эко­но­ми­ки Пом­пей после раз­ру­ши­тель­но­го зем­ле­тря­се­ния 62 года. На боко­вых сте­нах две боль­шие кры­ла­тые Победы под­чер­ки­ва­ют и про­слав­ля­ют поли­ти­ку импе­ра­то­ра и вели­чие Рима. В верх­ней части сте­ны на белом фоне изо­бра­же­ны пер­со­на­жи из тра­гедии и комедии, отно­ся­щи­е­ся к эпи­зо­дам из жиз­ни Неро­на: импе­ра­тор имел обык­но­ве­ние вос­пе­вать в теат­ре даже тра­ги­че­ские собы­тия импе­ра­тор­ско­го дво­ра.

Ниж­нюю часть каж­до­го три­кли­ния зани­ма­ли камен­ные ложа, рас­по­ло­жен­ные вокруг сто­ла.


Источники:
© 2008 г. Фото: О. А. Белайчук.
Выставка “Rosso Pompeiano. La decorazione pittorica nelle collezioni del Museo di Napoli e a Pompei”. Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах (20.12.2007—31.03.2008).
© 2008 г. Описание: музейная информация.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae римский римская римские виллы вилла мореджине сульпициев помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii четвертый стиль iv помпеянский помпейский четвертого стиля настенная роспись фреска фрески