64 г. н. э.Помпеи, Археологический парк, Большая палестра Фото: О. А. Белайчук
Настенная роспись триклиния C виллы Мореджине.
64 г. н. э.
Помпеи, Археологический парк, Большая палестра.
Триклинии из Мореджине
В 2000 году дорожные работы в местечке Мореджине (Moregine) близ Помпей привели к случайному открытию остатков архитектурного комплекса, художественное оформление которого было закончено незадолго до извержения 79 года.
Так называемое «Здание с триклиниями» (Edificio dei Triclini) разместилось вдоль реки Сарно, на берегу которой находился главный вход, откуда ряд комнат вел к перистилю с садом и центральным бассейном. На трех сторонах портика располагались по три столовые комнаты, триклинии, схожие по форме, размерам и декоративной схеме.
Архитектурные особенности, роскошь и качество художественного оформления позволяют предположить, что комплекс в Мореджине был одной из «гостиниц», постоялых дворов (diversoriae tabernae), построенных для отдыха и развлечений Нерона во время его путешествия вдоль побережья Лация и Кампании.
Присутствие в Помпеях императора и его жены Поппеи засвидетельствовано эпиграфическими источниками. Политическую и пропагандистскую программу Нерона можно проследить в росписи средней зоны стен, начиная с первого триклиния A (не представлен на выставке), где император Нерон изображен в образе Аполлона в сопровождении муз, затем переходя к триклинию B (с черным фоном), сцена которого разворачивается в храме Венеры, где богиня появляется перед своими почитателями вместе с маленькой девочкой, возможно, умершей и обожествленной дочерью императора; вокруг — крылатые гении, гирлянды и изысканно украшенные архитектурные элементы. Третья комната (триклиний C с красным фоном), с речным божеством в центре, изображающим, вероятно, реку Сарно, связанную с целью визита Нерона в Помпеи: мелиоративными работами и развитием реки для восстановления экономики Помпей после разрушительного землетрясения 62 года. На боковых стенах две большие крылатые Победы подчеркивают и прославляют политику императора и величие Рима. В верхней части стены на белом фоне изображены персонажи из трагедии и комедии, относящиеся к эпизодам из жизни Нерона: император имел обыкновение воспевать в театре даже трагические события императорского двора.
Нижнюю часть каждого триклиния занимали каменные ложа, расположенные вокруг стола.
Выставка “Rosso Pompeiano. La decorazione pittorica nelle collezioni del Museo di Napoli e a Pompei”. Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах (20.12.2007—31.03.2008).
© 2008 г. Описание: музейная информация.