Садовый пейзаж
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Инв. №№ 40690 / 40691 / 40692.Помпеи, Археологический парк Фото: О. А. Белайчук

Садовый пейзаж.

Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Инв. №№ 40690 / 40691 / 40692.

Помпеи, Археологический парк.

Помпеи, Дом Золотого браслета (VI, 17, 42, 32).
Происхождение:
Пом­пеи, Дом Золо­то­го брас­ле­та (VI, 17, 42, oecus 32).

Описание:

Настен­ная рос­пись с садом из Дома Золо­то­го брас­ле­та

Из Пом­пей, insula occidentalis 42.
III стиль, эпо­ха Тибе­рия.
Архео­ло­ги­че­ское управ­ле­ние Пом­пей.

Дом Золо­то­го брас­ле­та назван так пото­му, что в одной из его ком­нат был най­ден ске­лет жен­щи­ны с золотым брас­ле­том на руке. Фрес­ки на сте­нах выпол­не­ны в трех раз­лич­ных деко­ра­тив­ных сти­лях: дом был вос­ста­нов­лен после зем­ле­тря­се­ния 62 года н. э., но сох­ра­нил и более ран­ние изо­бра­же­ния с садо­вы­ми кар­ти­на­ми.

Сте­ны были укра­ше­ны цоко­лем чер­но­го фона с рас­те­ни­я­ми, сред­ней частью с пле­те­ным забо­ром, над кото­рой рас­по­ло­жен рос­кош­ный сад, и верх­ней частью из чер­но­го фона с деко­ра­тив­ны­ми эле­мен­та­ми на крас­ном фоне, гир­лян­да­ми и архи­тек­тур­ны­ми при­строй­ка­ми.

Глав­ной темой рос­пи­си явля­ет­ся сад с цве­та­ми и кустар­ни­ка­ми, таки­ми как оле­анд­ры, кали­ны, зем­ля­нич­ные дере­вья, с мно­же­ст­вом птиц, сре­ди кото­рых ласточ­ки, голу­би, гор­ли­цы, соло­вьи, соро­ки. Рядом с бью­щим фон­та­ном сто­ят гер­мы с почти порт­рет­ны­ми лица­ми, под­дер­жи­ваю­щие неболь­шие кар­ти­ны, изо­бра­жаю­щие спя­щих менад или Ари­ад­ну. Свер­ху сви­са­ют теат­раль­ные мас­ки. На зад­ней стене нахо­дит­ся пря­мо­уголь­ная ниша, над кото­рой летит голубь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. Сте­на закан­чи­ва­ет­ся люне­том, укра­шен­ным круг­лой чашей с четырь­мя голу­бя­ми.

Из-за сво­его рас­по­ло­же­ния и раз­ме­ров эта неболь­шая ком­на­та долж­но быть слу­жи­ла местом уеди­не­ния; веро­ят­но, это был неболь­шой кабинет с мяг­ким све­том, в гар­мо­нии с при­ро­дой, место, похо­жее на тай­ное убе­жи­ще, где вла­де­лец дома мог посвя­тить себя сво­им куль­тур­ным увле­че­ни­ям.

Худо­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние этой ком­на­ты мож­но рас­смат­ри­вать как бли­жай­ший при­мер в рай­оне Везу­вия оформ­ле­нию зна­ме­ни­той ком­на­ты из Вил­лы Ливии в При­ма-Пор­те.


Источники:
© 2008 г. Фото: О. А. Белайчук.
Выставка “Rosso Pompeiano. La decorazione pittorica nelle collezioni del Museo di Napoli e a Pompei”. Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах (20.12.2007—31.03.2008).
© 2008 г. Текст: музейная информация.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские третий стиль iii помпеянский помпейский третьего стиля помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii гирлянда гирлянды serta венок corona дерево птица птицы театральная маска театральные маски маской цветок цветы flos flores дом золотого браслета vi 17 42 сад садовый пейзаж сада голубь голуби columba columbæ columbae герма herma осциллум oscillum oscilla соловей luscinia megarhynchos роза розы ваза забор ограда палисад ограждение светильник лампа люстра расправленные крылья с расправленными крыльями пинак пинака пинакс вотивная посвятительная табличка pinax pinakes tabula tabulae tabella tabellae решетка решетки решетчатое стилопинак стилопинакс колонна пинаком картина картиной табличкой stylo-pinax stylopinax stilopinakion stilo-pinakion фестон инв № 40690 40691 40692