Ок. 20-х гг. до н. э.
Главная панель: 38 × 168,5 см.Инв. № P 37.Париж, Лувр Фото: С. И. Сосновский
Погребальное шествие.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Главная панель: 38 × 168,5 см.
Париж, Лувр.
Художественная роспись гробницы Патрона
Гробница Патрона, греческого врача первого века до н. э., была обнаружена в 1842 г. к югу от Рима, недалеко от Капенских ворот. Наряду с архитектурными элементами с греческими надписями — на которых есть имя покойного — гробница принесла фрески исключительного качества, лишь некоторые из которых маркизу Джану Пьетро Кампана удалось снять. Они вошли в коллекцию Лувра в 1863 г., через два года после покупки коллекции маркиза Наполеоном III. Стены гробницы были украшены иллюзорно-перспективной росписью с зеленой листвой райского сада с птицами и насекомыми на деревьях (два таких фрагмента хранятся в Лувре). Этот пейзаж, скорее всего, должен был изображать обитель мертвых на Елисейских полях, иллюстрируя надежду Патрона найти после смерти приятное место в Царстве Аида — также упоминаемое в стихотворении на внешних стенах гробницы, в котором покойный выражает желание отдохнуть в тенистом саду, наполненном пением птиц.
Религиозная процессия
Этот фриз украшал верхнюю часть стен погребальной камеры. На ней изображена процессия, вероятно, на пути к гробнице Патрона. Надписи идентифицируют участников: членов жречества, семьи и друзей умершего. Возглавляют процессию две жрицы, несущие сосуд (?) и погребальную маску, за ними следуют три молодые служительницы. В центре панели девушка по имени Антигона сопровождает Афино, жену Патрона, и Апполию, его дочь. Интерпретация картины вызвала определенные трудности, поскольку не имеет известного тематического аналога. Идиллическая обстановка, создаваемая украшением гробницы, живописной версией эпитафии Патрона и присутствием жриц в процессии, может свидетельствовать о том, что на сцена изображена церемония в честь манов Патрона — посещение гробницы, несомненно, вызвано Фералиями, праздником, отмечаемым в Риме 21 февраля в память о мертвых. Если, конечно, художник не изобразил здесь Елисейские поля, собрав семью и друзей по линии Патрона.
Эхо второго и третьего помпейских стилей
Фрески из гробницы Патрона отмечают переход между вторым и третьим помпейскими стилями, согласно классификации помпейской настенной живописи Августа Мау, опубликованной в 1879—
Текст: музейная табличка.
Выставка «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 17.07.2019—20.10.2019).
© 2020 г. Описание: http://cartelfr.louvre.fr
Перевод с англ. С. И. Сосновского.