Погребальное шествие
Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Главная панель: 38 × 168,5 см.
Инв. № P 37.Париж, Лувр Фото: С. И. Сосновский

Погребальное шествие.

Фрагмент росписи из гробницы Патрона.
Ок. 20-х гг. до н. э.
Главная панель: 38 × 168,5 см.
Инв. № P 37.

Париж, Лувр.

Частная коллекция, Кампана.
Происхождение:
Рим, гроб­ни­ца у Латин­ских ворот. При­об­ре­те­на из кол­лек­ции Кам­па­на в 1863 г. [На сай­те Лув­ра про­ис­хож­де­ние иное: Рим, Капен­ские ворота.]

Описание:
В гроб­ни­це Пат­ро­на, гре­че­ско­го вра­ча пер­во­го века до н. э., были най­де­ны фрес­ки, свиде­тель­ст­ву­ю­щие о люб­ви рим­лян к при­ро­де и об их надеж­де на жизнь после смер­ти в рай­ских местах Ели­сей­ских полей. По всей види­мо­сти, на лувр­ском фри­зе изо­бра­же­на сце­на цере­мо­нии в честь манов Пат­ро­на, с длин­ной про­цес­си­ей, иду­щей к моги­ле покой­но­го. В ней участ­ву­ют жри­цы, чле­ны семьи (жена и дочь) и дру­зья, боль­шин­ство из кото­рых иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся по гре­че­ским под­пи­сям.

Худо­же­ст­вен­ная рос­пись гроб­ни­цы Пат­ро­на

Гроб­ни­ца Пат­ро­на, гре­че­ско­го вра­ча пер­во­го века до н. э., была обна­ру­же­на в 1842 г. к югу от Рима, неда­ле­ко от Капен­ских ворот. Наряду с архи­тек­тур­ны­ми эле­мен­та­ми с гре­че­ски­ми над­пи­ся­ми — на кото­рых есть имя покой­но­го — гроб­ни­ца при­нес­ла фрес­ки иск­лю­чи­тель­но­го каче­ства, лишь неко­то­рые из кото­рых мар­ки­зу Джа­ну Пьет­ро Кам­па­на уда­лось снять. Они вошли в кол­лек­цию Лув­ра в 1863 г., через два года после покуп­ки кол­лек­ции мар­ки­за Напо­лео­ном III. Сте­ны гроб­ни­цы были укра­ше­ны иллю­зор­но-пер­спек­тив­ной рос­пи­сью с зеле­ной лист­вой рай­ско­го сада с пти­ца­ми и насе­ко­мы­ми на дере­вьях (два таких фраг­мен­та хра­нят­ся в Лув­ре). Этот пей­заж, ско­рее все­го, дол­жен был изо­бра­жать оби­тель мерт­вых на Ели­сей­ских полях, иллю­ст­ри­руя надеж­ду Пат­ро­на най­ти после смер­ти при­ят­ное место в Цар­стве Аида — так­же упо­ми­нае­мое в сти­хотво­ре­нии на внеш­них сте­нах гроб­ни­цы, в кото­ром покой­ный выра­жа­ет жела­ние отдох­нуть в тени­стом саду, напол­нен­ном пени­ем птиц.

Рели­ги­оз­ная про­цес­сия

Этот фриз укра­шал верх­нюю часть стен погре­баль­ной каме­ры. На ней изо­бра­же­на про­цес­сия, веро­ят­но, на пути к гроб­ни­це Пат­ро­на. Над­пи­си иден­ти­фи­ци­ру­ют участ­ни­ков: чле­нов жре­че­ства, семьи и дру­зей умер­ше­го. Воз­глав­ля­ют про­цес­сию две жри­цы, несу­щие сосуд (?) и погре­баль­ную мас­ку, за ними сле­ду­ют три моло­дые слу­жи­тель­ни­цы. В цен­тре пане­ли девуш­ка по име­ни Анти­го­на соп­ро­вож­да­ет Афи­но, жену Пат­ро­на, и Аппо­лию, его дочь. Интер­пре­та­ция кар­ти­ны выз­ва­ла опре­де­лен­ные труд­но­сти, посколь­ку не име­ет извест­но­го тема­ти­че­ско­го ана­ло­га. Идил­ли­че­ская обста­нов­ка, созда­вае­мая укра­ше­ни­ем гроб­ни­цы, живо­пис­ной вер­си­ей эпи­та­фии Пат­ро­на и при­сут­ст­ви­ем жриц в про­цес­сии, может свиде­тель­ст­во­вать о том, что на сце­на изо­бра­же­на цере­мо­ния в честь манов Пат­ро­на — посе­ще­ние гроб­ни­цы, несо­мнен­но, выз­ва­но Фера­ли­я­ми, празд­ни­ком, отме­чае­мым в Риме 21 фев­ра­ля в память о мерт­вых. Если, конеч­но, худож­ник не изо­бра­зил здесь Ели­сей­ские поля, собрав семью и дру­зей по линии Пат­ро­на.

Эхо вто­ро­го и третье­го пом­пей­ских сти­лей

Фрес­ки из гроб­ни­цы Пат­ро­на отме­ча­ют пере­ход меж­ду вто­рым и третьим пом­пей­ски­ми сти­ля­ми, соглас­но клас­си­фи­ка­ции пом­пей­ской настен­ной живо­пи­си Авгу­ста Мау, опуб­ли­ко­ван­ной в 1879—1882 гг. В изо­бра­же­нии сада и нату­ра­ли­сти­че­ской обста­нов­ки погре­баль­ной про­цес­сии эти фрес­ки схо­жи со сце­на­ми из «Одис­сеи» в Вати­кане и садо­вы­ми фрес­ка­ми с Вил­лы Ливии в При­ма-Пор­те. Этот тип сель­ско­го пей­за­жа стал крайне попу­ля­рен во вре­ме­на прав­ле­ния Авгу­ста, в послед­ние деся­ти­ле­тия I в. до н. э. Это свиде­тель­ст­ву­ет о люб­ви рим­лян к при­ро­де и стрем­ле­нии худож­ни­ка изо­бра­зить ее реа­ли­стич­но, насе­лен­ной зна­ко­мы­ми людь­ми и живот­ны­ми, и напол­нен­ной рели­ги­оз­ным смыс­лом.

Astier Marie-Bénédicte

Источники:
(сс) 2019 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная табличка.
Выставка «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 17.07.2019—20.10.2019).
© 2020 г. Описание: http://cartelfr.louvre.fr
Перевод с англ. С. И. Сосновского.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские эпиграфика надпись надписи epigraphia греческая греческие надгробная эпитафия женская одежда прическа дерево мальчик мальчика мальчики puer туника tunica коллекция кампана с покрытой головой под покрывалом в покрывале capite velato caput velatum жена жены супруга супруги uxor uxorem сельский деревенский пасторальный буколический пейзаж дети гробница жрица жрицы грабли сельскохозяйственный инструмент instrumentum agriculturae погребальная маска погребальное шествие процессия тога-претекста toga praetexta фрагмент росписи из гробницы патрона патрон patronus инв № p 37