Крылатая женская фигура
Фреска II стиля из Помпей (VII, 16, 22).
171 × 124 см.
Инв. № 41653.Неаполь, Национальный археологический музей

Крылатая женская фигура.

Фреска II стиля из Помпей (VII, 16, 22).
171 × 124 см.
Инв. № 41653.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Помпеи, Археологический парк, Дом Марка Фабия Руфа (VII, 16, 22).
Происхождение:
Пом­пеи, VII, 16, 22, Дом Мар­ка Фабия Руфа.

Описание:

6. Кры­ла­тая жен­ская фигу­ра

Инв. № 41653.
Пом­пеи, VII, 16, 22 (Дом Мар­ка Фабия Руфа).
171 × 124 см.

Эта панель состо­ит из фраг­мен­тов и изо­бра­жа­ет на пере­д­нем плане кры­ла­тую жен­скую фигу­ру в нату­раль­ную вели­чи­ну, голо­ва кото­рой повер­ну­та вле­во на три чет­вер­ти, в фор­ме кари­а­ти­ды, под­дер­жи­ваю­щей выступ из архит­ра­ва. Фигу­ра, укра­шен­ная золоты­ми укра­ше­ни­я­ми (оже­ре­льем с руби­на­ми, серь­га­ми и брас­ле­том), дер­жит в обе­их руках гир­лян­ду из плю­ще­вых листьев, укра­шен­ную в цен­тре боль­шим бан­том из небреж­но дра­пи­ро­ван­ной жел­той тка­ни с фио­ле­то­вы­ми поло­са­ми.

Блед­ные телес­ные тона, кото­рые искус­но осве­ще­ны, слов­но с целью под­черк­нуть скульп­тур­ную при­ро­ду фигу­ры, и мяг­кие оттен­ки кры­льев — кон­тра­сти­ру­ют с ярки­ми крас­ка­ми архи­тек­тур­ной ком­по­зи­ции на фоне, на кото­ром фигу­ра выри­со­вы­ва­ет­ся силу­этом. Эта ком­по­зи­ция пред­став­ля­ет собой квад­рат­ное пан­но, окру­жен­ное бор­дю­ром, укра­шен­ным дель­фи­на­ми и паль­мет­та­ми, за кото­ры­ми виден в пер­спек­ти­ве ряд колонн с про­ема­ми меж­ду ними. Ико­но­гра­фия фигу­ры напо­ми­на­ет кры­ла­тую жен­скую фигу­ру в Доме Эпи­грамм, — веро­ят­но, пер­со­ни­фи­ка­цию Вре­ме­ни года, в сти­ле Изоби­лия или Фло­ры (см. Moorman 1988, p. 162). Она пред­ста­ет боги­ней рас­ти­тель­но­сти, сти­ли­сти­че­ски и сим­во­ли­че­ски напо­ми­ная кры­ла­тую муж­скую фигу­ру на фраг­мен­те деко­ра­ции с вил­лы Пуб­лия Фан­ния Сини­сто­ра в Боско­ре­а­ле, ныне хра­ня­щу­ю­ся в Лув­ре (см. Tran Tam Tinh 1974, pp. 43—46, no. 22).

Мы не зна­ем, с какой имен­но сте­ны про­ис­хо­дит фраг­мент с пер­во­го эта­жа Дома Мар­ка Фабия Руфа. Из срав­не­ния с подоб­ны­ми кар­ти­на­ми его, веро­ят­но, сле­ду­ет отне­сти ко вто­ро­му деко­ра­тив­но­му сти­лю, фазе IIb (Beyen), с харак­тер­ной архи­тек­тур­ной ком­по­зи­ци­ей в цен­траль­ной части сте­ны с кры­ла­ты­ми жен­ски­ми фигу­ра­ми в виде кари­а­тид. Судя по ико­но­гра­фии, отсут­ст­ву­ю­щая ниж­няя часть фигу­ры мог­ла быть гер­мой или сте­лю­щей­ся рас­ти­тель­но­стью.

Кры­ла­тые жен­ские фигу­ры, похо­жие на кари­а­ти­ды, часто встре­ча­ют­ся в пом­пей­ской живо­пи­си вто­ро­го сти­ля, напри­мер, в Доме Мар­ка Цезия Блан­да и в Доме Менанд­ра.

Кате­ри­на Чичи­рел­ли (2001)

Литература:
Cicirelli, in Pompeii. Picta fragmenta. Decorazioni parietali dalle città sepolte, exhibition catalogue, Turin 1997, p. 76, no. 6;
Cicirelli, in Pittura nella Reggia dalle città sepolte. Affreschi antichi da Pompei, Stabiae, Ercolano, exhibition catalogue, Naples 1999, p. 84, no. 46.

Источники:
© 2001 г. Фото, текст: Pompeii. Images from the buried cities. Electa, Napoli, 2001. P. 44, cat. no. 6.
2020 г. Доп. информация: http://pompeiiinpictures.com.
© 2020 г. Перевод С. И. Сосновского.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские второй стиль ii помпеянский помпейский второго стиля помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii персонификация времена года время сезон плющевой венок из плюща плющ corona hedera браслет armilla гирлянда гирлянды serta серьга серьги узел ожерелье torquis пальметта пальметка дельфин дельфина дельфины delphinus колонна колонны columna крылатая крылатой alatus alata перспектива кариатида кариатиды украшение украшения гирландофор гирляндофор гирляндофоры дом марка фабия руфа vii 16 22 женская фигура женской фигуры инв № 41653