Гробница семьи Анина: саркофаги и задняя стенка с гирляндными фризами и генеалогическими надписями
III в. до н. э.Тарквиния, Гробница семьи Анина

Гробница семьи Анина: саркофаги и задняя стенка с гирляндными фризами и генеалогическими надписями.

III в. до н. э.

Тарквиния, Гробница семьи Анина.

Происхождение:
Най­де­на в 1967 г.

Описание:
Гроб­ни­ца семьи Ани­на нахо­дит­ся в цен­тре Фон­да Ска­та­льи­ни, забро­шен­но­го карье­ра со 175 гроб­ни­ца­ми, выдолб­лен­ны­ми в ска­ле. Их над­пи­си и рос­пи­си были недав­но опуб­ли­ко­ва­ны. «Пло­щадь» перед глав­ной гроб­ни­цей и «ули­ца», веду­щая к ней, не име­ли погре­баль­но­го зна­че­ния, это следы быв­ше­го карье­ра. Глав­ная гроб­ни­ца дати­ру­ет­ся при­бли­зи­тель­но кон­цом IV — середи­ной III в. до н. э. В любом слу­чае, эта про­стор­ная гроб­ни­ца с непре­ры­ваю­щи­ми­ся тре­мя усту­па­ми и отдель­но сто­я­щи­ми сар­ко­фа­га­ми (из извест­ня­ка, нен­фро и тер­ра­ко­ты) и пря­мым потол­ком была созда­на Лар­том Ани­ной и исполь­зо­ва­лась как мини­мум три поко­ле­ния. Мы зна­ем об этом из рос­пи­сей и над­пи­сей на сте­нах и сар­ко­фа­гах, выпол­нен­ных в раз­ное вре­мя и отли­чаю­щих­ся друг от дру­га. Соглас­но одной над­пи­си, у Лар­та Ани­ны было шесть захо­ро­не­ний — веро­ят­но, сар­ко­фа­гов — сде­лан­ных для него и его семьи. Рос­пи­си вклю­ча­ют в себя несколь­ко изо­бра­же­ний в виде неболь­ших фигур — демо­нов, про­цес­сии с маги­ст­ра­том на биге меж­ду тре­мя лик­то­ра­ми, и тога­ту­са, но в основ­ном состо­ят из рас­ти­тель­ных и деко­ра­тив­ных укра­ше­ний — вино­град­ных лоз, гир­лянд с лен­та­ми, розе­ток, дори­че­ско­го и иони­че­ско­го кима­ти­ев, клы­ка­сто­го и зуб­ча­то­го фри­зов, а так­же рас­кра­шен­ных дра­пи­ро­вок. Белый вино­град­ный фриз на крас­ном фоне на одном из сар­ко­фа­гов напо­ми­на­ет апу­лий­скую кера­ми­ку в сти­ле гна­фии. Вход в гроб­ни­цу обрам­лен демо­на­ми боль­шо­го раз­ме­ра, иден­ти­фи­ци­ру­е­мых над­пи­ся­ми как Харун и Ванф, при­врат­ни­ков (ianitores), с харак­тер­ны­ми атри­бу­та­ми — моло­том и факе­лом, в почти экс­прес­си­о­нист­ском сти­ле, обведен­ные тем­ным кон­ту­ром. Они дати­ру­ют­ся вре­ме­нем созда­ния гроб­ни­цы и посколь­ку вход был, веро­ят­но, позд­нее рас­ши­рен, изо­бра­же­ния непол­ные. Гроб­ни­ца содер­жа­ла тер­ра­ко­то­вый сар­ко­фаг для жен­щи­ны и пять циппов с над­пи­ся­ми и девять — без, один из кото­рых был в фор­ме жен­ской голо­вы. Род Ани­на, кото­рый был не из чис­ла древ­них знат­ных семей Тарк­ви­ний, а ско­рее из новых (homines novi) — лишь один пред­ста­ви­тель третье­го поко­ле­ния по име­ни Ларт зани­мал долж­ность зила­та (zilath), — так­же изве­стен из над­пи­сей в гроб­ни­це Щитов и в гроб­ни­цах Чер­ве­те­ри, Вуль­чи, Кью­зи и Перуд­жи.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Steingräber S. Abundance of Life. Etruscan Wall Painting. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles, 2006. P. 256—257.
© 2006 г. Фото: Ministry of Culture, Department of Archaeology, Latium.
© 2020 г. Перевод С. И. Сосновского.
Ключевые слова: архитектура architectura этрурия этрусский этрусская этрусское etruria живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески этрусские скульптура скульптурный sculptura погребальная саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi гирлянда гирлянды serta конь кони лошадь лошади equus equi возлежащий возлежащего полулежащий полулежащего раскрашенная раскраска возлежащая возлежащей полулежащая полулежащей тарквиния тарквинии гробница семьи анина некрополь фонда скатальини