Речной бог в окружении двух нимф
Фрагмент фрески IV стиля из Помпей (VI. 1. 7).
60—79 гг. н. э.
92 × 178 см.
Инв. №№ CC 70 / P 2.Париж, Лувр

Речной бог в окружении двух нимф.

Фрагмент фрески IV стиля из Помпей (VI. 1. 7).
60—79 гг. н. э.
92 × 178 см.
Инв. №№ CC 70 / P 2.

Париж, Лувр.

Помпеи, Археологический парк, Дом Весталок (VI. 1. 7).
Происхождение:
Пом­пеи, VI. 1. 7, Дом Веста­лок, 1785 г.
Пода­ре­на Фран­цис­ком I Людо­ви­ку XVIII в 1825 г.

Описание:
Этот фраг­мент фрес­ки был частью рас­пис­но­го пан­но, укра­шав­ше­го сте­ну Дома Веста­лок в Пом­пе­ях. Создан­ный ок. 70—79 гг. н. э., неза­дол­го до извер­же­ния Везу­вия, охва­тив­ше­го терри­то­рию вокруг Неа­по­ля, он име­ет общие чер­ты с дру­ги­ми фрес­ка­ми чет­вер­то­го пом­пей­ско­го сти­ля. В окру­же­нии двух нимф бог реки воз­ле­жит в позе, харак­тер­ной для пер­со­ни­фи­ка­ций Нила и Тиб­ра: может ли это быть Сарн, река, на кото­рой сто­я­ли Пом­пеи?

Деко­ра­ция из вил­лы в Пом­пе­ях

Этот фраг­мент настен­ной живо­пи­си был най­ден во вре­мя рас­ко­пок Дома Веста­лок в Пом­пе­ях в 1785 г. В 1825 г. Фран­циск I, король Неа­по­ля, пода­рил его фран­цуз­ско­му коро­лю Людо­ви­ку XVIII, и он стал частью рим­ской кол­лек­ции Лув­ра. Он был напи­сан при­мер­но в 70—79 гг. н. э., все­го за несколь­ко лет до бур­но­го извер­же­ния Везу­вия, раз­ру­шив­ше­го неа­по­ли­тан­ский реги­он и похо­ро­нив­ше­го горо­да Пом­пеи и Гер­ку­ла­нум. Это тра­ги­че­ское собы­тие навсе­гда зафик­си­ро­ва­ло повсе­днев­ную жизнь жите­лей и сох­ра­ни­ло мебель и убран­ство рим­ских домов, в том чис­ле их фрес­ки. Это пан­но, веро­ят­но, нахо­ди­лось подоб­но кар­тине посе­редине сте­ны.

Воз­мож­но, Сарн с дву­мя ним­фа­ми

На моно­хром­ном фоне изо­бра­же­ны три фигу­ры: две сто­я­щие ним­фы, обна­жен­ные по пояс, каж­дая дер­жит обе­и­ми рука­ми боль­шую чашу, из кото­рой льют­ся тон­кие ручей­ки воды. Меж­ду ними — боро­да­тая фигу­ра, изо­бра­жен­ная в соот­вет­ст­вии с тра­ди­ци­он­ной ико­но­гра­фи­ей реч­ных богов. Он лежит на зем­ле, при­сло­нив­шись спи­ной к ска­ле, в левой руке дер­жит пере­вер­ну­тую урну с лью­щей­ся водой, а в пра­вой — трост­ник. Его поло­же­ние и атри­бу­ты заим­ст­во­ва­ны в основ­ных чер­тах из вари­ан­тов пер­во­на­чаль­но­го алек­сан­дрий­ско­го изо­бра­же­ния Нила, от кото­ро­го так­же про­ис­хо­дит пер­со­ни­фи­ка­ция Тиб­ра, реки, на кото­рой сто­ит Рим. Нила обыч­но соп­ро­вож­да­ют кры­ла­тые гении (пут­ти), кро­ко­дил или сфинкс; Тибр дер­жит трост­ник и руль, или вес­ло и рог изоби­лия, как ста­туя в Лув­ре (Ma 593). Реч­но­го бога здесь, веро­ят­но, мож­но отож­де­ст­вить с Сар­ном (ныне Сар­но), рекой, на рав­нине кото­рой сто­я­ли Пом­пеи и кото­рая часто изо­бра­жа­ет­ся в дру­гих местах горо­да — хотя обыч­но он пред­ста­ет чисто выбри­тым. Если это дей­ст­ви­тель­но так, ним­фы с обе­их сто­рон могут быть пер­со­ни­фи­ка­ци­я­ми источ­ни­ков Сар­на в Сан­та-Мария-дел­ла-Фоче. Одна­ко при отсут­ст­вии каких-либо точ­ных топо­гра­фи­че­ских под­ска­зок и без како­го-либо бес­спор­но­го худо­же­ст­вен­но­го экви­ва­лен­та эта фигу­ра так­же может являть­ся оли­це­тво­ре­ни­ем дру­гой неиз­вест­ной реки.

Чет­вер­тый пом­пей­ский стиль

Сопо­став­ле­ние трех отдель­ных фигур на почти ней­траль­ном фоне более или менее типич­но для чет­вер­то­го пом­пей­ско­го сти­ля, как опре­де­лил Август Мау в сво­ей клас­си­фи­ка­ции пом­пей­ских фре­сок, опуб­ли­ко­ван­ной в 1879—82 гг. Скульп­тур­ный вид фигур отра­жа­ет клас­си­ци­сти­че­ский вкус того вре­ме­ни, а отсут­ст­вие ком­по­зи­ци­он­но­го един­ства свиде­тель­ст­ву­ет о тор­же­стве опре­де­лен­но­го ака­де­миз­ма. Этот вид фрес­ки встре­ча­ет­ся, в част­но­сти, на кам­пан­ских вил­лах меж­ду 60 г. н. э. и ката­стро­фой 79 г. н. э. Нере­а­ли­стич­ная архи­тек­ту­ра, мифо­ло­ги­че­ские сце­ны и фан­та­сти­че­ский, умыш­лен­но бароч­ный декор харак­тер­ны для чет­вер­то­го сти­ля. Худож­ни­ки так­же созда­ва­ли пан­но мень­ше­го раз­ме­ра, с отдель­ны­ми фигу­ра­ми, появ­ляв­ши­ми­ся в середине боль­ших кар­тин, обрам­лен­ных рама­ми с цве­точ­ны­ми или гео­мет­ри­че­ски­ми моти­ва­ми, как, веро­ят­но, было в слу­чае это­го фраг­мен­та.


Литература:
T. Tam Tinh, Catalogue des peintures romaines (Latium et Campanie) du Musée du Louvre, Paris, 1974, n. 10, pp. 35—36.
Catalogue d’exposition: “Pompéi”, Petit Palais, Paris, 1973, n. 207.

Источники:
© 2014 г. Фото: Anne Chauvet / Musée du Louvre, Dist. RMN-Grand Palais.
2019 г. Доп. информация: http://pompeiiinpictures.com.
© 2020. Описание: https://www.louvre.fr.
© 2020 г. Перевод: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские четвертый стиль iv помпеянский помпейский четвертого стиля помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii греческая мифология mythologia graeca нимфа нимфы nympha персонификация река реки сарн сарно sarnus женская прическа браслет armilla девушка молодая женщина девушки молодой женщины серьга серьги борода бородатый мужчина barba barbatum травяной венок возлежащий возлежащего полулежащий полулежащего наплечный вода aqua фонтан лабрум чаша labrum полуобнаженный полуобнаженного полуобнаженная полуобнаженной белый фон на белом фоне опрокинутый сосуд опрокинутая ваза дом весталок ионы vi 1 7 тростник льющаяся инв № cc 70 p 2 p2