119 × 37,5 × 8 см.
2-я пол. II в. н. э. или III в. н. э.Капуя, Музей провинции Кампания, крипта Фото: И. А. Шурыгин
Вотивный рельеф Лукцея Пекулиария.
119 × 37,5 × 8 см.
2-я пол. II в. н. э. или III в. н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания, крипта.
Гений театра // Лукцей Пекулиарий, строитель просцения, сделал по велению божества, полученному в видении.
Панель с вотивным рельефом Лукцея Пекулиария была обнаружена в ходе раскопок античного театра Капуи, проводимых по инициативе Джироламо д’Ува. Она состояла из двух фрагментов, полностью совпавших при сопоставлении. Верхняя часть была обработана для монтажа в стену. На верхней части обрамления находится первая часть надписи: «Genius theatri» («Гений театра»). На нижнем поле, оформленном в виде таблички с «ласточкиными хвостами» (tabula ansata) находится продолжение надписи: «Lucceius Peculiaris redemptor proscaeni / ex <v=B>iso fecit» («Лукцей Пекулиарий, строитель просцения, сделал по велению божества, полученному в видении»). Из другой надписи, посвященной строительству этого театра ( AE 1987, 00257), известен преномен Лукцея Пекулиария: Гней.
На рельефе представлено создание и возведение колонны при строительстве сцены театра. Слева изображено подъемное колесо с лопатками (tympanum) сведения о котором сообщает Витрувий. Оно приводится в движение двумя рабами, находящимися внутри. От колеса идет трос к лебедке, служащей для подъема колонны. Между колесом и лебедкой расположена фигура резчика по камню, который создает капитель для колонны. При этом присутствуют наиболее почитаемые в Капуе божества, составляющие капуанскую триаду: Минерва в шлеме, Юпитер на троне и Диана с луком. Каждый из них держит в левой руке копье.
Справа от Дианы находится персонаж с рогом изобилия в левой руке. Mazzocchi в 1727 г. идентифицировал его как Гения театра; Pasquale в 1667 г. — как молодого сенатора, финансировавшего строительство; Mommsen в 1883 г. — как персонификацию Фортуны. В настоящее время считается, что это сам Лукцей Пекулиарий, совершающий жертвоприношение (Perconte Licatese, 1997 г.).
Змей с гребнем, по мнению Mazzocchi (1727 г.), имеет отношение к верованиям древних осков, поклонявшихся змеям. По мнению Pascuale, змей является аллегорией реки Волтурно с ее многочисленными извивами и поворотами, служившей естественной водной преградой, защищавшей город. Il Rucca (1828 г.) считал, что змей является олицетворением Гения театра, поскольку рядом с ним находится соответствующая надпись.